Для Южной Осетии 8 августа 2008 года — это день гуманитарной
катастрофы; но затем агрессор был остановлен, и последовало
международное признание Республики, началось восстановление
разрушенного, в Цхинвал возвращаются сегодня даже те, кто покинул его
после боевых действий 1989-1992 годов.
Статью обозревателя "Фомы" Алексея Соколова "ПО ОБЕ СТОРОНЫ ФРОНТА" согласился прокомментировать для нас архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, член Общественной палаты РФ:
Последние события на Кавказе имеют достаточно много измерений. Это и
личная трагедия множества людей, потерявших своих близких, лишившихся
крова и средств к существованию. И одновременно эти события стали одним
из важнейших факторов, влияющих на глобальную политику.
Для Южной Осетии 8 августа 2008 года — это день гуманитарной
катастрофы; но затем агрессор был остановлен, и последовало
международное признание Республики, началось восстановление
разрушенного, в Цхинвал возвращаются сегодня даже те, кто покинул его
после боевых действий 1989-1992 годов.
Есть у этих событий и церковное измерение. Во всяком случае, они
заставляют нас вновь задуматься о некоторых проблемах. В том числе, — о
соотношении этнической и религиозной идентичности.
Вспомним слова Апостола из послания к колоссянам: «А теперь вы отложите
все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не
говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и
облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего
его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания,
варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол
3:8-11). И это святая правда.
Но беда в том, что в жизни мы очень часто забываем о заповедях
Христовых. Проявляем пристрастия, сами делим окружающих на своих и
чужих, а затем относимся к чужим, как врагам. Это, мягко говоря, мало
приятно в быту и политике, где ксенофобия может приводить к
кровопролитию. И когда подобное возникает в жизни Церкви, уврачевать
такие разделения бывает крайне сложно. Для окончательного преодоления
греко-болгарской церковной распри XIX века потребовалось без малого
столетие.
И здесь надо не искать правых и виноватых, — в споре между братьями все
равно не будет победителя. Здесь надо с полной ответственностью и
уважением канонов заботиться прежде всего о том, чтобы желающие принять
Святое Крещение, могли осуществить свое стремление. Чтобы верующие
могли жить полноценной церковной жизнью: прибегать к Таинствам, иметь
духовных руководителей, чтобы осуществлялась миссионерская и учительная
деятельность.
Вот о чем надо думать и чем руководствоваться, приступая к решению
непростого вопроса, связанного с устройством церковной жизни в Южной
Осетии и Абхазии в новых условиях существования этих республик.
Этим надо заниматься здесь и сейчас, потому что вот уже почти сто лет,
как эти древние христианские земли лишены пастырского попечения. Смута
1917 года и последовавшие десятилетия государственного атеизма
сменились здесь этнополитическим конфликтом, разрешившимся буквально на
наших глазах.