ИНТЕЛРОС > №12, 2008 > ВЕС ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СЕРДЦА

ВЕС ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СЕРДЦА


12 декабря 2008
Школьный учебник истории России XX века весит чуть более 300 граммов. Перелистать его можно за несколько минут, прочитать от корки до корки — за один-два вечера. Судьбы нескольких поколений спрессованы в сжатые формулировки нейтральных слов, которые столь же легко вызубрить, сколь легко и забыть. Можно быстро сбежать по ступенькам абзацев и весело захлопнуть учебник. Захлопнуть, так и не почуяв, что под этой обложкой — не просто черные по белому строчки, а следы миллионов жизней, оборвавшихся до срока.

Черные следы по белому снегу. По снегу Колымы, по снегу Норильска, по снегу Воркуты… Только прочитав Солженицына, можно увидеть неровные цепочки этих следов в ровных строках учебника, услышать слабый шепот спекшихся губ.
Глубокий трагизм и неслучайный символ — в том, что вес учебника русской истории XX века практически равен весу человеческого сердца.
Если у народа может быть книга, которая больше, чем книга, то это «Архипелаг ГУЛАГ». Это было очевидно для тысяч людей, кто на больших и маленьких станциях встречал Солженицына на его возвратном пути (через всю страну — на поезде) в 1994 году. Но то, что было безусловным для многих тогда, что стучало в сердцах, — сегодня превращается в условность, в параграф надоевшего учебника.
Возможно, единственное, что мешает такому гибельному превращению, — сам Солженицын. Его книги и его судьба мешают удобному, прагматическому восприятию истории, без «ненужной философии». А ведь «ненужной» мы сегодня зачастую называем проповедь любви к своему народу, проповедь не только «прав», но и обязанностей. Имя Солженицына не ласкает слух, оно болит, саднит. Но книги его исполнены силы и света. И тот, кто окунается в них, обретает ценности, может быть, и не модные сегодня, но без которых трудно прожить достойную жизнь. И пока будут у этих книг читатели — остается надежда. Надежда на то, что мы народ, а не разбросанное на большой территории население.
Надежду можно увидеть и в том, что уход Александра Исаевича отозвался в нас болью. Не во всех, наверное. Но разве можно оценивать масштаб боли? Социология тут ни при чем.
В России началась эпоха без Солженицына. Найдется ли человек, который станет нашей сегодняшней болью — как стал ею Солженицын в ХХ веке? И нужен ли такой человек? Что станет с наследием Солженицына? Будет оно забыто или востребовано? Как воспримут его будущие поколения?
Конечно, невозможно найти ответы на все эти вопросы на нескольких журнальных полосах. И поэтому в этой «Теме номера» мы попытаемся лишь начать разговор о роли Солженицына в нашем будущем — будущем, которое начинается уже сегодня.


Редакция.


Фото Владимира Ештокина

Вернуться назад