Бог говорит с человеком на языке обстоятельств. Слово «кризис»
по-древнегречески означает «суд». Участниками кризисной ситуации
являются люди, а не бездушные «ценные бумаги». Бог ставит людей в
тупик, чтобы, отрезвившись от гордости и самомнения, они начали искать
выход из сложившейся ситуации. Каждый кризис должен быть напоминанием о
самом последнем тупике человечества, Страшном суде, из которого людей
выведет Сам Бог, но одних в Царство Свое, а других в муку вечную, как
об этом написано в Евангелии со слов Самого Христа.
|
Протоиерей Игорь ПЧЕЛИНЦЕВ, руководитель пресс-службы Нижегородской епархии
Не забывать о бедных
Бог говорит с человеком на языке обстоятельств. Слово «кризис»
по-древнегречески означает «суд». Участниками кризисной ситуации
являются люди, а не бездушные «ценные бумаги». Бог ставит людей в
тупик, чтобы, отрезвившись от гордости и самомнения, они начали искать
выход из сложившейся ситуации. Каждый кризис должен быть напоминанием о
самом последнем тупике человечества, Страшном суде, из которого людей
выведет Сам Бог, но одних в Царство Свое, а других в муку вечную, как
об этом написано в Евангелии со слов Самого Христа.
Как пастырь я вижу, что некоторые в настоящей кризисной ситуации
пытаются спасать «свое лицо», увольняя людей, чтобы сократить издержки,
сэкономить. И совершенно забывают, что именно за этих людей, за каждого
из нас распялся Христос. Не вызов ли это, брошенный в лицо Судье? Чем
ответит на это Сам Бог?
Нуждался Я в помощи и поддержке в тяжелое время всемирного финансового
кризиса, и вы не помогли и не поддержали Меня. — Господи, скажем тогда,
да где мы видели Тебя нуждающегося, и разве Тебя мы могли уволить с
должности? Да ни за что! — Вы не оказали помощи и поддержки единому из
братьев моих меньших...
Милосердие и сострадание, смирение и надежда на Бога должны стать
залогом достойного выхода из кризиса, и прежде всего по отношению к
людям, а не к абстрактным финансовым инструментам.
|
Игумен Петр (МЕЩЕРИНОВ), сотрудник Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Свято-Даниловом монастыре, Москва
Кризис этический — предтеча экономического
В условиях кризиса очень важно не ожесточиться. Нужно стараться
поддерживать друг друга. Если же говорить о духовном смысле
происходящего, то экономическому кризису всегда предшествует этический.
Согласно Библии, Господь посылает на страну бедствия тогда, когда
перейдена какая-то нравственная грань. В чем это можно усмотреть
применительно к сегодняшней российской действительности? Мы не склонны
правдиво осмысливать свою историю; в обществе царит всеобщее недоверие;
люди ограничиваются поступками ради собственной пользы, забывая об
общественных интересах. Смысл кризиса — заставить нас задуматься над
этими вопросами. Если мы начнем исправлять свою жизнь, то он
разрешится. Если же наше нравственное состояние не будет улучшаться, то
боюсь, что библейская логика истории и дальше будет сбываться над
Россией.
|
|
|
Протоиерей Георгий МИТРОФАНОВ, профессор Санкт-Петербургской
Духовной академии, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла при
Университете педагогического мастерства
Плод эпохи потребления
С христианской точки зрения все происходящее в человеческой истории
совершается по Промыслу и попущению Бога. Современная цивилизация
сформировала человека, для которого потребление материальных благ
является доминантой жизни.
Смысл этого кризиса и для Запада, и для России один: Господь дает нам
почувствовать, что если мы не умерим свои постоянно нарастающие
потребности, то в конечном итоге мы рискуем погубить цивилизацию.
Для России данный кризис имеет особое значение. За последние двадцать
лет мы так и не научились пользоваться свободой. Мы должны понять, что,
стремясь к материальному благоденствию, не нужно терять способность к
самоограничению, в том числе и в потребительских благах.
И мы, священники, должны свидетельствовать об этом всей своей жизнью.
Тогда нашими прихожанами будут услышаны слова о том, что обладание
богатством не должно становиться центральным содержанием нашей жизни,
не должно подменять стремления к Богу, которое является сердцевиной
каждой личности.
|
Протоиерей Алексей СЕМКИН, клирик Казанского Собора на Красной площади, Москва
Кризис — признак жизни
Кризис — это повод остановиться и посмотреть, что происходит, где ты
находишься, куда стремишься. Жизнь человека после грехопадения, каждого
в отдельности и всего человечества в целом, состоит из кризисов.
Самый первый кризис человечества — изгнание из Рая. Адам мог ведь и
погибнуть, однако он не опустил рук, он трудился, родил детей. Двое
людей предали Христа и страшно мучались из-за этого: апостол Петр и
апостол Иуда. Но один сумел пережить кризис и выйти из него, покаяться,
измениться и восстать, а другой нет, и его жизнь закончилась печально.
Кризис — это время, когда можно собрать силы и выйти на другой этап, новую ступеньку, это взросление.
Рождение человека — тоже кризис. Выходя из материнской утробы, мы
попадаем как бы в другой мир, вынуждены дышать, плакать, чего-то
требуя... Смерть — тоже кризис.
Так, кризис — это признак жизни и перехода на новый уровень.
Если в обществе случаются кризисы, значит, оно живо; если оно
преодолевает кризис, значит, оно здорово и может жить дальше,
развиваться.
|
|
|
Протоиерей Димитрий ГАЛКИН, клирик Иоанновского ставропигиального женского монастыря, Санкт-Петербург
Незачем сгущать краски
Я бы не стал искать причины нынешнего глобального кризиса в духовной
сфере или увязывать его с общемировым кризисом христианских ценностей.
Если кризис и в России будет набирать обороты и соответственно начнет
падать уровень жизни людей, я бы посоветовал не унывать, проявить
активность, ведь под лежачий камень вода не течет. Для православного
человека финансовые сложности — это напоминание о том, что материальные
ценности преходящи и не стоит к ним слишком привязываться, а лучше
почаще помышлять и помнить о Царствии Небесном.
|
Архимандрит Назарий (ЛАВРИНЕНКО), наместник Александро-Невской Лавры, Санкт-Петербург
Слухов больше, чем проблем
Гражданам, которые не имеют капитала, больший вред приносит не сам
кризис, а слухи вокруг него. По всем возможным каналам идет
расшатывание спокойной атмосферы, которая начала складываться в
последние годы. И мне кажется, происходит какое-то искусственное
раздувание проблемы. В результате люди бегут в банки, в магазины,
совершают покупки, которые бы они в других обстоятельствах, может быть,
и не совершили. Я бы посоветовал людям беречь нервы. Мы,
священнослужители, сегодня должны успокоить людей, чтобы они больше
доверяли правительству, которое непременно предпринимает какие-то меры
для урегулирования экономической ситуации. А еще такие кризисы
заставляют подумать о том, что нужно жить нетолько материальным
достатком, но и духовным, который приносит гораздо большее
удовлетворение.
|
|
|
Протоиерей Владимир СИЛОВЬЕВ, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви
Повод к совершенствованию
У истинно верующего человека перспектива ухудшения материальных условий
жизни не вызывает панического страха, потому что он привык к
сознательному самоограничению ради достижения высших целей, ради победы
над страстями, ради богообщения, сосредоточенной молитвы.
Христианин не должен бояться ничего и никого кроме Бога. Каждое испытание — это средство к совершенствованию.
Кризис пугает тех, кто имеет богатство. Среди моих прихожан есть люди с
достатком, и они, слава Богу, относятся к последним событиям
по-христиански.
Людей небогатых пугает перспектива быть уволенными. Но если есть
желание работать, то без работы не останется никто. Возможно, одним из
уроков кризиса будет возвращение уважения к любому труду.
|
Протоиерей Алексей УМИНСКИЙ, настоятель храма во имя Святой Живоначальной Троицы в Хохлах, Москва
Жизнь не заканчивается
В большинстве случаев люди, которые являются прихожанами, — пока вне
зоны действия кризиса, но испытывают определенный интерес к нему.
Подобные события очень часто ставят все на свои места. Когда мы
забываем о Боге и начинаем искать богатства земного, роскоши, то для
нашего вразумления посылается кризис. «Кризис» в переводе с греческого
значит «суд». Я думаю, что из всех судов он самый милосердный: это ведь
не война, не страшная моровая язва, которая тысячами уносит жизни.
Конечно, будут люди, которые потерпят урон, неудобства, лишения.
Например, кто-то из-за нехватки средств не сможет достроить дачу. Но
такие вещи могут случиться и без кризиса — наводнение, пожар,
какая-либо катастрофа. Но это не значит, что жизнь закончится, потому
что она не ограничивается материальной сферой.
|
|
|
Иеромонах Ефрем (ПРОСЯНОК), директор библиотеки Хабаровской Духовной семинарии
Благополучие небезопасно
Вопрос о том, насколько отразится на России мировой финансовый кризис,
волнует многих. Без воли Божией никакая скорбь с нами не случится. Хотя
мы и видим причиной наших скорбей действия людей, но они суть только
орудия Промысла Божия, и они могут сделать нам только то, что Бог
попустит.
Преподобный Антоний Оптинский писал, что благополучие окружено тремя
опасностями: возношением, роскошью и скупостью. Эти пороки могут
омрачить счастье человека — при благоприятных обстоятельствах у него не
будет покоя в душе. Преподобный Макарий Оптинский говорил о том, что
благоденствие без потрясений не может быть полезно.
Нынешняя ситуация, конечно, будет проверкой власти на предмет соответствия предвыборных программ и действий на практике.
|
Фото Павла Смертина, Владимира Ештокина, Сергея Чапнина, Владимира
Михайлова, Станислава Марченко, из архива Издательского Совета
Московской Патриархии, протоиерея Алексея Семкина, из архива автора.
Вернуться назад
|