Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №12, 2008

В ЧЕМ СМЫСЛ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА С ДУХОВНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ?

Бог говорит с человеком на языке обстоятельств. Слово «кризис» по-древнегречески означает «суд». Участниками кризисной ситуации являются люди, а не бездушные «ценные бумаги». Бог ставит людей в тупик, чтобы, отрезвившись от гордости и самомнения, они начали искать выход из сложившейся ситуации. Каждый кризис должен быть напоминанием о самом последнем тупике человечества, Страшном суде, из которого людей выведет Сам Бог, но одних в Царство Свое, а других в муку вечную, как об этом написано в Евангелии со слов Самого Христа.

alt Протоиерей Игорь ПЧЕЛИНЦЕВ, руководитель пресс-службы Нижегородской епархии

Не забывать о бедных

Бог говорит с человеком на языке обстоятельств. Слово «кризис» по-древнегречески означает «суд». Участниками кризисной ситуации являются люди, а не бездушные «ценные бумаги». Бог ставит людей в тупик, чтобы, отрезвившись от гордости и самомнения, они начали искать выход из сложившейся ситуации. Каждый кризис должен быть напоминанием о самом последнем тупике человечества, Страшном суде, из которого людей выведет Сам Бог, но одних в Царство Свое, а других в муку вечную, как об этом написано в Евангелии со слов Самого Христа.
Как пастырь я вижу, что некоторые в настоящей кризисной ситуации пытаются спасать «свое лицо», увольняя людей, чтобы сократить издержки, сэкономить. И совершенно забывают, что именно за этих людей, за каждого из нас распялся Христос. Не вызов ли это, брошенный в лицо Судье? Чем ответит на это Сам Бог?
Нуждался Я в помощи и поддержке в тяжелое время всемирного финансового кризиса, и вы не помогли и не поддержали Меня. — Господи, скажем тогда, да где мы видели Тебя нуждающегося, и разве Тебя мы могли уволить с должности? Да ни за что! — Вы не оказали помощи и поддержки единому из братьев моих меньших...
Милосердие и сострадание, смирение и надежда на Бога должны стать залогом достойного выхода из кризиса, и прежде всего по отношению к людям, а не к абстрактным финансовым инструментам.


Игумен Петр (МЕЩЕРИНОВ), сотрудник Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Свято-Даниловом монастыре, Москва

Кризис этический — предтеча экономического

В условиях кризиса очень важно не ожесточиться. Нужно стараться поддерживать друг друга. Если же говорить о духовном смысле происходящего, то экономическому кризису всегда предшествует этический. Согласно Библии, Господь посылает на страну бедствия тогда, когда перейдена какая-то нравственная грань. В чем это можно усмотреть применительно к сегодняшней российской действительности? Мы не склонны правдиво осмысливать свою историю; в обществе царит всеобщее недоверие; люди ограничиваются поступками ради собственной пользы, забывая об общественных интересах. Смысл кризиса — заставить нас задуматься над этими вопросами. Если мы начнем исправлять свою жизнь, то он разрешится. Если же наше нравственное состояние не будет улучшаться, то боюсь, что библейская логика истории и дальше будет сбываться над Россией.

alt


alt Протоиерей Георгий МИТРОФАНОВ, профессор Санкт-Петербургской Духовной академии, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла при Университете педагогического мастерства

Плод эпохи потребления

С христианской точки зрения все происходящее в человеческой истории совершается по Промыслу и попущению Бога. Современная цивилизация сформировала человека, для которого потребление материальных благ является доминантой жизни.
Смысл этого кризиса и для Запада, и для России один: Господь дает нам почувствовать, что если мы не умерим свои постоянно нарастающие потребности, то в конечном итоге мы рискуем погубить цивилизацию.
Для России данный кризис имеет особое значение. За последние двадцать лет мы так и не научились пользоваться свободой. Мы должны понять, что, стремясь к материальному благоденствию, не нужно терять способность к самоограничению, в том числе и в потребительских благах.
И мы, священники, должны свидетельствовать об этом всей своей жизнью. Тогда нашими прихожанами будут услышаны слова о том, что обладание богатством не должно становиться центральным содержанием нашей жизни, не должно подменять стремления к Богу, которое является сердцевиной каждой личности.



Протоиерей Алексей СЕМКИН, клирик Казанского Собора на Красной площади, Москва

Кризис — признак жизни

Кризис — это повод остановиться и посмотреть, что происходит, где ты находишься, куда стремишься. Жизнь человека после грехопадения, каждого в отдельности и всего человечества в целом, состоит из кризисов.
Самый первый кризис человечества — изгнание из Рая. Адам мог ведь и погибнуть, однако он не опустил рук, он трудился, родил детей. Двое людей предали Христа и страшно мучались из-за этого: апостол Петр и апостол Иуда. Но один сумел пережить кризис и выйти из него, покаяться, измениться и восстать, а другой нет, и его жизнь закончилась печально.
Кризис — это время, когда можно собрать силы и выйти на другой этап, новую ступеньку, это взросление.
Рождение человека — тоже кризис. Выходя из материнской утробы, мы попадаем как бы в другой мир, вынуждены дышать, плакать, чего-то требуя... Смерть — тоже кризис.
Так, кризис — это признак жизни и перехода на новый уровень.
Если в обществе случаются кризисы, значит, оно живо; если оно преодолевает кризис, значит, оно здорово и может жить дальше, развиваться.
alt


alt Протоиерей Димитрий ГАЛКИН, клирик Иоанновского ставропигиального женского монастыря, Санкт-Петербург

Незачем сгущать краски

Я бы не стал искать причины нынешнего глобального кризиса в духовной сфере или увязывать его с общемировым кризисом христианских ценностей.
Если кризис и в России будет набирать обороты и соответственно начнет падать уровень жизни людей, я бы посоветовал не унывать, проявить активность, ведь под лежачий камень вода не течет. Для православного человека финансовые сложности — это напоминание о том, что материальные ценности преходящи и не стоит к ним слишком привязываться, а лучше почаще помышлять и помнить о Царствии Небесном.



Архимандрит Назарий (ЛАВРИНЕНКО), наместник Александро-Невской Лавры, Санкт-Петербург

Слухов больше, чем проблем

Гражданам, которые не имеют капитала, больший вред приносит не сам кризис, а слухи вокруг него. По всем возможным каналам идет расшатывание спокойной атмосферы, которая начала складываться в последние годы. И мне кажется, происходит какое-то искусственное раздувание проблемы. В результате люди бегут в банки, в магазины, совершают покупки, которые бы они в других обстоятельствах, может быть, и не совершили. Я бы посоветовал людям беречь нервы. Мы, священнослужители, сегодня должны успокоить людей, чтобы они больше доверяли правительству, которое непременно предпринимает какие-то меры для урегулирования экономической ситуации. А еще такие кризисы заставляют подумать о том, что нужно жить нетолько материальным достатком, но и духовным, который приносит гораздо большее удовлетворение.
alt


alt Протоиерей Владимир СИЛОВЬЕВ, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви

Повод к совершенствованию

У истинно верующего человека перспектива ухудшения материальных условий жизни не вызывает панического страха, потому что он привык к сознательному самоограничению ради достижения высших целей, ради победы над страстями, ради богообщения, сосредоточенной молитвы.
Христианин не должен бояться ничего и никого кроме Бога. Каждое испытание — это средство к совершенствованию.
Кризис пугает тех, кто имеет богатство. Среди моих прихожан есть люди с достатком, и они, слава Богу, относятся к последним событиям по-христиански.
Людей небогатых пугает перспектива быть уволенными. Но если есть желание работать, то без работы не останется никто. Возможно, одним из уроков кризиса будет возвращение уважения к любому труду.


Протоиерей Алексей УМИНСКИЙ, настоятель храма во имя Святой Живоначальной Троицы в Хохлах, Москва

Жизнь не заканчивается

В большинстве случаев люди, которые являются прихожанами, — пока вне зоны действия кризиса, но испытывают определенный интерес к нему. Подобные события очень часто ставят все на свои места. Когда мы забываем о Боге и начинаем искать богатства земного, роскоши, то для нашего вразумления посылается кризис. «Кризис» в переводе с греческого значит «суд». Я думаю, что из всех судов он самый милосердный: это ведь не война, не страшная моровая язва, которая тысячами уносит жизни.
Конечно, будут люди, которые потерпят урон, неудобства, лишения. Например, кто-то из-за нехватки средств не сможет достроить дачу. Но такие вещи могут случиться и без кризиса — наводнение, пожар, какая-либо катастрофа. Но это не значит, что жизнь закончится, потому что она не ограничивается материальной сферой.
alt


alt Иеромонах Ефрем (ПРОСЯНОК), директор библиотеки Хабаровской Духовной семинарии

Благополучие небезопасно

Вопрос о том, насколько отразится на России мировой финансовый кризис, волнует многих. Без воли Божией никакая скорбь с нами не случится. Хотя мы и видим причиной наших скорбей действия людей, но они суть только орудия Промысла Божия, и они могут сделать нам только то, что Бог попустит.
Преподобный Антоний Оптинский писал, что благополучие окружено тремя опасностями: возношением, роскошью и скупостью. Эти пороки могут омрачить счастье человека — при благоприятных обстоятельствах у него не будет покоя в душе. Преподобный Макарий Оптинский говорил о том, что благоденствие без потрясений не может быть полезно.
Нынешняя ситуация, конечно, будет проверкой власти на предмет соответствия предвыборных программ и действий на практике.


Фото Павла Смертина, Владимира Ештокина, Сергея Чапнина, Владимира Михайлова, Станислава Марченко, из архива Издательского Совета Московской Патриархии, протоиерея Алексея Семкина, из архива автора.
Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба