ИНТЕЛРОС > №1, 2013 > Анатолий Найман: В сверканье игл Павел Крючков
|
«…Если попадется на глаза или на мысль знакомый человек и мы припоминаем его забытое имя, то всякое другое припоминаемое имя не вяжется, потому что нам непривычно мыслить его в сочетании с этим человеком, и дотоле отвергается, пока не представится настоящее имя, при появлении которого мы тотчас замечаем привычную связь представлений и успокаиваемся».
Анатолий Найман. Фото Павла Крючкова.
Переписывая эту цитату из «Исповеди» Блаженного Августина, я вспоминал начало одного из особенно любимых стихотворений нынешнего гостя «Строф», из его — десятилетней давности — книги «Львы и гимнасты»: «Написать — это имя своё написать. / Это — вывести каллиграфически имя. / Строчку вышивки. Так что не дергайся, сядь. / Горстку букв, различимых в сиянье и дыме…» Теперь признаюсь: я переписывал не из самой «Исповеди» — просто перенес сюда полностью тот эпиграф, который Найман поставил к своей знаменитой книге «Рассказы о Анне Ахматовой». Захотелось узнать, как это — выписывать из книги великого человека, которого — однажды в саду — голос ребенка побудил раскрыть наугад послания апостола Павла. Человека, душа и жизнь которого была отдана поиску соотношения Божественной благодати, свободной воли и предопределения. У Лидии Чуковской есть эпизод, когда Ахматова жалуется: «Я хочу, чтобы книга называлась “Стихотворения Анны Ахматовой”, а они требуют “Анна Ахматова. Стихотворения”. Мое заглавие, немного старинное, подходит к моим стихам, а это телеграф. Я сказала: пусть лучше тогда совсем не выпускают…» Первая поэтическая книга — «Стихотворения Анатолия Наймана» — вышла в свет в Нью-Йорке, в 1989 году. В послесловии к ней Иосиф Бродский писал, что в творчестве Наймана «двух последних десятилетий нота христианского смирения звучит со всё возрастающей чистотой и частотой, временами заглушая напряженный лиризм и полифонию его ранних стихотворений». Сегодня, мне почему-то кажется, он написал бы не «заглушая», но — «соединяясь». И еще: найдите в сети видеозапись беседы нашего гостя с протоиереем Димитрием Смирновым – для продолжения личного знакомства.
* * * О. Димитрию В лучшей части души, то есть в части, пустой от чудных интересов и нервного чувства, к чистой жизни он был предназначен, к святой, то есть к знанью, сомненье которому чуждо.
В остальной же, больной, худшей части души, мимолетными фактами мира набитой, он любил запах сена и даже духи, то есть мир, но как будто немного забытый,
то есть русские книги, где косят луга, и немецкий концерт со щеглом и гобоем, и парижскую живопись, скажем, Дега. О, как слушал, смотрел, как читал он запоем!
Что ж худого? А то, что – не лучшая часть. Что, душой от кромешного воя и стужи отходя, лучшей части он здесь и сейчас жить мешал, чтобы худшей не сделалось хуже.
Зла, однако, не вспомнит, спасаясь, душа: худшей частью шепнет неуверенно: «Боже?..» – и, на выходе свет за собою туша, лучшей частью поймет и утешит: «Похоже».
* * * В автомобиле с тихим двигателем в лес послеливневый еловый пусть бы проселком шины выкатили меня под марш высоколобый Шопена в исполненье Горовица, заряженного мной в кассетник, чтоб с мирозданьем пособороваться в сверканье игл – из сил последних.
* * * Сложился взгляд, сложился слух, и переучиваться некогда. Надежда вся на шалый дух, что сложит жизнь из дыр хэнд-сéконда.
Цель — не Геракловы столбы, не бал под сфер небесных пение, а суета, двутакт ходьбы и между ребер средостение.
А там и речь. Какая есть. Бубнеж и что со свалки вынесла. А все-таки кому-то весть. Нежданная. Из снов и вымысла.
Пасха Сносит аж к вербной масленую в бармах снегов и звезд блеск возводит напраслину на молитву и пост млечных галактик и солнечной труппы гастрольный год иллюминирует сонмище грешных наших широт.
Катит коньковым гонщица по насыпной лыжне стужа никак не кончится лютость мила весне мартовские и апрельские горностаи слепя яро кроят имперские бал и парад из себя.
Но! вхолостую палимому дню по чуть-чуть свечи вспышку роняет как примулу и как травинки лучи ночь ли, земля — неведомо только времен и планет ход не чета победному свету. Все видят – свет!
* * * Брось невидящий взгляд, рыцарь, на жизнь и смерть и езжай наугад дальше. Спасая треть, четверть, осьмушку, дробь предназначенья. Жар скачки. Как я, угробь опыт и путь. Езжай.
Рисунок Наталии Кондратовой Вернуться назад |