Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №1, 2013

Павел Крючков
Анатолий Найман: В сверканье игл

 

 

«…Если попадется на глаза или на мысль знакомый человек и мы припоминаем его забытое имя, то всякое другое припоминаемое имя не вяжется, потому что нам непривычно мыслить его в сочетании с этим человеком, и дотоле отвергается, пока не представится настоящее имя, при появлении которого мы тотчас замечаем привычную связь представлений и успокаиваемся». 

 

 

Анатолий Найман. Фото Павла Крючкова.

 

Переписывая эту цитату из «Исповеди» Блаженного Августина, я вспоминал начало одного из особенно любимых стихотворений нынешнего гостя «Строф», из его — десятилетней давности — книги «Львы и гимнасты»: «Написать — это имя своё написать. / Это — вывести каллиграфически имя. / Строчку вышивки. Так что не дергайся, сядь. / Горстку букв, различимых в сиянье и дыме…»

Теперь признаюсь: я переписывал не из самой «Исповеди» — просто перенес сюда полностью тот эпиграф, который Найман поставил к своей знаменитой книге «Рассказы о Анне Ахматовой». Захотелось узнать, как это — выписывать из книги великого человека, которого — однажды в саду — голос ребенка побудил раскрыть наугад послания апостола Павла. Человека, душа и жизнь которого была отдана поиску соотношения Божественной благодати, свободной воли и предопределения. 

У Лидии Чуковской есть эпизод, когда Ахматова жалуется: «Я хочу, чтобы книга называлась “Стихотворения Анны Ахматовой”, а они требуют “Анна Ахматова. Стихотворения”. Мое заглавие, немного старинное, подходит к моим стихам, а это телеграф. Я сказала: пусть лучше тогда совсем не выпускают…»

Первая поэтическая книга — «Стихотворения Анатолия Наймана» — вышла в свет в Нью-Йорке, в 1989 году. В послесловии к ней Иосиф Бродский писал, что в творчестве Наймана «двух последних десятилетий нота христианского смирения звучит со всё возрастающей чистотой и частотой, временами заглушая напряженный лиризм и полифонию его ранних стихотворений». 

Сегодня, мне почему-то кажется, он написал бы не «заглушая», но — «соединяясь». 

И еще: найдите в сети видеозапись беседы нашего гостя с протоиереем Димитрием Смирновым – для продолжения личного знакомства.

 

* * *

                        О. Димитрию

В лучшей части души, то есть в части, пустой

от чудных интересов и нервного чувства,

к чистой жизни он был предназначен, к святой,

то есть к знанью, сомненье которому чуждо.

 

В остальной же, больной, худшей части души,

мимолетными фактами мира набитой,

он любил запах сена и даже духи,

то есть мир, но как будто немного забытый,

 

то есть русские книги, где косят луга,

и немецкий концерт со щеглом и гобоем,

и парижскую живопись, скажем, Дега.

О, как слушал, смотрел, как читал он запоем!

 

Что ж худого? А то, что – не лучшая часть.

Что, душой от кромешного воя и стужи

отходя, лучшей части он здесь и сейчас

жить мешал, чтобы худшей не сделалось хуже.

 

Зла, однако, не вспомнит, спасаясь, душа:

худшей частью шепнет неуверенно: «Боже?..» –

и, на выходе свет за собою туша,

лучшей частью поймет и утешит: «Похоже».

 

* * *

В автомобиле с тихим двигателем

в лес послеливневый еловый

пусть бы проселком шины выкатили

меня под марш высоколобый

Шопена в исполненье Горовица,

заряженного мной в кассетник,

чтоб с мирозданьем пособороваться

в сверканье игл – из сил последних.

 

* * *            

Сложился взгляд, сложился слух,

и переучиваться некогда.

Надежда вся на шалый дух,

что сложит жизнь из дыр хэнд-сéконда.

 

Цель — не Геракловы столбы,

не бал под сфер небесных пение,

а суета, двутакт ходьбы

и между ребер средостение.

 

А там и речь. Какая есть.

Бубнеж и что со свалки вынесла.

А все-таки кому-то весть.

Нежданная. Из снов и вымысла.

 

Пасха

Сносит аж к вербной масленую

в бармах снегов и звезд

блеск возводит напраслину

на молитву и пост

млечных галактик и солнечной

труппы гастрольный год

иллюминирует сонмище

грешных наших широт.

 

Катит коньковым гонщица

по насыпной лыжне

стужа никак не кончится

лютость мила весне

мартовские и апрельские

горностаи слепя

яро кроят имперские

бал и парад из себя.

 

Но! вхолостую палимому

дню по чуть-чуть свечи

вспышку роняет как примулу

и как травинки лучи

ночь ли, земля — неведомо

только времен и планет

ход не чета победному

свету. Все видят – свет!

 

* * *

Брось невидящий взгляд,

рыцарь, на жизнь и смерть

и езжай наугад

дальше. Спасая треть,

четверть, осьмушку, дробь

предназначенья. Жар

скачки. Как я, угробь

опыт и путь. Езжай.

 

Рисунок Наталии Кондратовой



Другие статьи автора: Крючков Павел

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба