ИНТЕЛРОС > №11, 2016 > Вопросы мастерам

Вопросы мастерам


22 ноября 2016

Для чего перед иконами зажигают лампады?

Анатолий Влезько

 

Отвечает Анатолий Влезько,
руководитель мастерской
«Палехский иконостас»

Лампады, которые ставят перед иконами, являются символом огня веры в Христа, который способен разогнать тьму зла.

Возжигать светильники Бог повелел пророку Моисею: И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время; в скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицем Господним. Это устав вечный для поколений их от сынов Израилевых (Исх 27:20,21).

И мы продолжаем эту традицию, означающую горение духа, которое должно быть свойственно каждому верующему человеку.

 

Что такое темпера и киноварь?

 

Отвечает Дмитрий Трофимов, 
руководитель творческих
мастерских «Царьград»

Вы замечали, что даже в неосвещенном, темном храме мы хорошо видим лики святых, если перед образом горит хотя бы одна свеча? Но лишь в том случае, если икона написана темперной краской на основе минеральных пигментов. Никакой другой способ живописи не дает такого эффекта. Иконописцы пользуются старинными технологиями не просто из уважения к традиции. Темпера — это краска из растертых минералов в эмульсии из яичного желтка и других компонентов. То есть взвесь осколков, прозрачных цветных кристаллов. Краска кладется слой за слоем. Свет проходит сквозь эти красочные слои и отражается в частицах кристаллов. Это дает особую глубину и выразительность — цвет на иконе живёт. Именно темпера помогает раскрыть духовную суть иконы. Мастера древности отобрали те минералы, пигменты из которых придают образу свечение. Цвета же в иконописи обрели свою символику. Вот ярко горит киноварь. Это один из древнейших минералов-красителей. Киноварный цвет — особенный. Чистый и глубокий, он несёт в себе свет, пламенеет, как бы обжигая зрителя. Киноварью пишут одежды святых, а иногда и нимбы, как иконописцы псковской школы. В личном письме, то есть изображении ликов, — румянят щеки, пишут губы. Новгородские иконописцы XII –XV веков очень любили плотные киноварные фоны, придающие образам праздничность и торжественность. Что же означает этот бескомпромиссный киноварный цвет? Он символизирует Воскресение. Фон, одежды, нимбы — всё это говорит нам, предстоящим перед образами, о вечной жизни, уготованной святым


Вернуться назад