Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №11, 2016

Вопросы мастерам

Журнал Фома.

Для чего перед иконами зажигают лампады?

Анатолий Влезько

 

Отвечает Анатолий Влезько,
руководитель мастерской
«Палехский иконостас»

Лампады, которые ставят перед иконами, являются символом огня веры в Христа, который способен разогнать тьму зла.

Возжигать светильники Бог повелел пророку Моисею: И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время; в скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицем Господним. Это устав вечный для поколений их от сынов Израилевых (Исх 27:20,21).

И мы продолжаем эту традицию, означающую горение духа, которое должно быть свойственно каждому верующему человеку.

 

Что такое темпера и киноварь?

 

Отвечает Дмитрий Трофимов, 
руководитель творческих
мастерских «Царьград»

Вы замечали, что даже в неосвещенном, темном храме мы хорошо видим лики святых, если перед образом горит хотя бы одна свеча? Но лишь в том случае, если икона написана темперной краской на основе минеральных пигментов. Никакой другой способ живописи не дает такого эффекта. Иконописцы пользуются старинными технологиями не просто из уважения к традиции. Темпера — это краска из растертых минералов в эмульсии из яичного желтка и других компонентов. То есть взвесь осколков, прозрачных цветных кристаллов. Краска кладется слой за слоем. Свет проходит сквозь эти красочные слои и отражается в частицах кристаллов. Это дает особую глубину и выразительность — цвет на иконе живёт. Именно темпера помогает раскрыть духовную суть иконы. Мастера древности отобрали те минералы, пигменты из которых придают образу свечение. Цвета же в иконописи обрели свою символику. Вот ярко горит киноварь. Это один из древнейших минералов-красителей. Киноварный цвет — особенный. Чистый и глубокий, он несёт в себе свет, пламенеет, как бы обжигая зрителя. Киноварью пишут одежды святых, а иногда и нимбы, как иконописцы псковской школы. В личном письме, то есть изображении ликов, — румянят щеки, пишут губы. Новгородские иконописцы XII –XV веков очень любили плотные киноварные фоны, придающие образам праздничность и торжественность. Что же означает этот бескомпромиссный киноварный цвет? Он символизирует Воскресение. Фон, одежды, нимбы — всё это говорит нам, предстоящим перед образами, о вечной жизни, уготованной святым

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба