Журнальный клуб Интелрос » Фома » №11, 2016
Отвечает Анатолий Влезько,
руководитель мастерской
«Палехский иконостас»
Лампады, которые ставят перед иконами, являются символом огня веры в Христа, который способен разогнать тьму зла.
Возжигать светильники Бог повелел пророку Моисею: И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время; в скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицем Господним. Это устав вечный для поколений их от сынов Израилевых (Исх 27:20,21).
И мы продолжаем эту традицию, означающую горение духа, которое должно быть свойственно каждому верующему человеку.
Отвечает Дмитрий Трофимов,
руководитель творческих
мастерских «Царьград»
Вы замечали, что даже в неосвещенном, темном храме мы хорошо видим лики святых, если перед образом горит хотя бы одна свеча? Но лишь в том случае, если икона написана темперной краской на основе минеральных пигментов. Никакой другой способ живописи не дает такого эффекта. Иконописцы пользуются старинными технологиями не просто из уважения к традиции. Темпера — это краска из растертых минералов в эмульсии из яичного желтка и других компонентов. То есть взвесь осколков, прозрачных цветных кристаллов. Краска кладется слой за слоем. Свет проходит сквозь эти красочные слои и отражается в частицах кристаллов. Это дает особую глубину и выразительность — цвет на иконе живёт. Именно темпера помогает раскрыть духовную суть иконы. Мастера древности отобрали те минералы, пигменты из которых придают образу свечение. Цвета же в иконописи обрели свою символику. Вот ярко горит киноварь. Это один из древнейших минералов-красителей. Киноварный цвет — особенный. Чистый и глубокий, он несёт в себе свет, пламенеет, как бы обжигая зрителя. Киноварью пишут одежды святых, а иногда и нимбы, как иконописцы псковской школы. В личном письме, то есть изображении ликов, — румянят щеки, пишут губы. Новгородские иконописцы XII –XV веков очень любили плотные киноварные фоны, придающие образам праздничность и торжественность. Что же означает этот бескомпромиссный киноварный цвет? Он символизирует Воскресение. Фон, одежды, нимбы — всё это говорит нам, предстоящим перед образами, о вечной жизни, уготованной святым