ИНТЕЛРОС > №11, 2017 > Вопросы мастерамВопросы мастерам26 ноября 2017 |
Не все могут себе позволить иконы, написанные красками. Чем хуже бумажные, напечатанные в типографии?Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»
В догмате об иконопочитании говорится, что христиане поклоняются не дереву или краскам, а тем, кто изображен на святом образе. Любая каноничная икона достойна почитания, независимо от того материала, из которого она сделана. Наша молитва не зависит от изображения, перед которым она возносится. Кто-то будет небрежно стоять перед чудотворным образом Владимирской Божией Матери, витать в облаках и думать только о том, когда же закончится служба. А для кого-то маленький образок, напечатанный стотысячным тиражом, станет тем окном в горний мир, благодаря которому человек сможет по-настоящему обратиться с молитвой ко Христу, Богородице или святому. Икону делает святыней не материал, из которого она изготовлена, а освящение и молитвенное почитание со стороны верующих. Во многих храмах России есть иконы, напечатанные на бумаге, что не мешает верующим перед ними молиться и получать помощь от тех, кто на них изображен.
На заставке фото Владимира Ештокина
Что означает цвет нимба на иконе святого?
![]()
Современному прихожанину привычно видеть на иконах золотые нимбы. Золотой или заменяющий его желтый цвет символизирует Божественный, нетварный Свет. Но это не единственный из возможных цветов, и вот почему. ![]() Роспись алтаря в приделе свт. Николая Чудотворца в храме Троицы Живоначальной на Шаболовке Первые изображения Христа с нимбом мы встречаем в катакомбной живописи IV века. Нимбы писали или белыми, в цвет фона, или голубыми. А вот на ранних мозаичных изображениях в Риме и Равенне нимб Христа — белый, белый с золотом, просто золотой. Ангелов и святых венчают нимбы золотые, белые, голубые, синие, красные и даже зеленые. Постепенно сложилась символика цвета, который сообщал об определенном смысле образа. Белое сияние — райское, голубое — связь с Небом. Золотой цвет — божественный. Красный — цвет Жертвы и Воскресения. Зеленый трактуется как цвет вечной жизни. На крестчатом нимбе Спасителя цвет перекрестья или лопастей может быть золотым, красным, синим, а иногда иконописцы использовали сразу два цвета. И хотя золотой цвет стал господствовать, богатая иконографическая традиция сохранила иные решения. Например, первый русский изограф Алипий Печерский написал образ «Великая Панагия», где у Спасителя и Богоматери белые нимбы. Известна икона Умиление («Белозерская»), очень выразительная благодаря пламенеющим нимбам, венчающим Марию и Младенца. В современной же иконописи мы пользуемся всеми возможностями изобразительного языка, которые оставили нам изографы древности.
Вернуться назад |