Журнальный клуб Интелрос » Фома » №11, 2017
В догмате об иконопочитании говорится, что христиане поклоняются не дереву или краскам, а тем, кто изображен на святом образе. Любая каноничная икона достойна почитания, независимо от того материала, из которого она сделана.
Наша молитва не зависит от изображения, перед которым она возносится. Кто-то будет небрежно стоять перед чудотворным образом Владимирской Божией Матери, витать в облаках и думать только о том, когда же закончится служба. А для кого-то маленький образок, напечатанный стотысячным тиражом, станет тем окном в горний мир, благодаря которому человек сможет по-настоящему обратиться с молитвой ко Христу, Богородице или святому.
Икону делает святыней не материал, из которого она изготовлена, а освящение и молитвенное почитание со стороны верующих. Во многих храмах России есть иконы, напечатанные на бумаге, что не мешает верующим перед ними молиться и получать помощь от тех, кто на них изображен.
На заставке фото Владимира Ештокина
Современному прихожанину привычно видеть на иконах золотые нимбы. Золотой или заменяющий его желтый цвет символизирует Божественный, нетварный Свет. Но это не единственный из возможных цветов, и вот почему.
Графический символ нимба был заимствован из религиозного искусства Ближнего Востока. Однако христианские художники вложили в него иной, богословский смысл: сияние вокруг головы святого стало означать причастность к Единому Богу.
Первые изображения Христа с нимбом мы встречаем в катакомбной живописи IV века. Нимбы писали или белыми, в цвет фона, или голубыми. А вот на ранних мозаичных изображениях в Риме и Равенне нимб Христа — белый, белый с золотом, просто золотой. Ангелов и святых венчают нимбы золотые, белые, голубые, синие, красные и даже зеленые.
Постепенно сложилась символика цвета, который сообщал об определенном смысле образа. Белое сияние — райское, голубое — связь с Небом. Золотой цвет — божественный. Красный — цвет Жертвы и Воскресения. Зеленый трактуется как цвет вечной жизни.
На крестчатом нимбе Спасителя цвет перекрестья или лопастей может быть золотым, красным, синим, а иногда иконописцы использовали сразу два цвета.
И хотя золотой цвет стал господствовать, богатая иконографическая традиция сохранила иные решения. Например, первый русский изограф Алипий Печерский написал образ «Великая Панагия», где у Спасителя и Богоматери белые нимбы. Известна икона Умиление («Белозерская»), очень выразительная благодаря пламенеющим нимбам, венчающим Марию и Младенца.
В современной же иконописи мы пользуемся всеми возможностями изобразительного языка, которые оставили нам изографы древности.