ИНТЕЛРОС > №2, 2015 > Вопросы мастерам

Вопросы мастерам


16 февраля 2015

Что такое житийная икона и как ее читать?

Дмитрий Трофимов,

руководитель творческих

мастерских «Царьград»

Житийная икона – совершенно особое явление в церковном искусстве. Первые житийные образы появились в XI веке. На Руси иконные жития известны с XIII столетия; всплеск интереса к ним пришелся на эпоху Дионисия в XV–XVI веках. Можно сказать, что в житийной иконе соединились два типа изображений. Первый — крупный моленный образ святого (ростовой, поясной или оплечный). Он помещен в центре иконной доски, в ее среднике. Второй — пространный, полный деталей рассказ о жизни святого, его деяниях и чудесах, в том числе посмертных. Повествование приводится в небольших по размеру композициях (клеймах), расположенных вокруг главного образа. Отдельные сцены, как и весь рассказ, заимствованы из рукописных или настенных житийных циклов. В их основе — тексты канонических и апокрифических источников. Существуют разные системы расположения сцен жития. Традиционно повествование начинается в верхнем левом углу, и далее развивается в клеймах — сверху вниз слева направо, игнорируя образ в среднике. Изображения, как правило, снабжены пояснительными текстами. Создание житийных икон требует от иконописца высокого уровня мастерства. Он одинаково должен владеть навыками художника-монументалиста для написания образа в среднике и миниатюриста — для выполнения мелких изображений в клеймах. Для созерцающего житийная икона открывает разные пути богообщения: молитвенное предстояние и благочестивое чтение

 

Что такое левкас?

Александр Лавданский,

иконописец, основатель мастерской

церковного искусства «Киноварь»

 

Левкас» (λευκός)— слово греческое, обозначающее «белый», «светлый». Если перевести древнее название столицы Кипра — Лефкасия — буквально, то получится «белый город». Вообще, левкас — это белый грунт (мел с клеем, замешенный на льняном масле), которым иконописцы покрывали доску, перед тем как начать писать икону. Левкас позволяет краске и прежде всего золоту, которое используют для фона, крепко держаться на доске. Для написания икон используются деревянные доски из липы, кипариса, лиственницы. У самого дерева есть структура, она непременно будет просвечивать через краску. Чтобы избежать ненужных и лишних деталей, заполнить поры между волокнами дерева и структурой пáволоки (ткани, которую наклеивают на лицевую поверхность), иконописцы тщательно левкасят доску, нанося до десяти и более слоев грунта. Несмотря на название, левкас не всегда белый. Он бывает коричневым, охристым. Правда, цветной левкас — это все-таки западная традиция. Отполированный до блеска белый грунт, на который накладывают полупрозрачные краски, едва уловимо просвечивает сквозь красочный слой, создавая эффект свечения.


Вернуться назад