Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №2, 2015

Вопросы мастерам
Просмотров: 686

Журнал Фома.

Что такое житийная икона и как ее читать?

Дмитрий Трофимов,

руководитель творческих

мастерских «Царьград»

Житийная икона – совершенно особое явление в церковном искусстве. Первые житийные образы появились в XI веке. На Руси иконные жития известны с XIII столетия; всплеск интереса к ним пришелся на эпоху Дионисия в XV–XVI веках. Можно сказать, что в житийной иконе соединились два типа изображений. Первый — крупный моленный образ святого (ростовой, поясной или оплечный). Он помещен в центре иконной доски, в ее среднике. Второй — пространный, полный деталей рассказ о жизни святого, его деяниях и чудесах, в том числе посмертных. Повествование приводится в небольших по размеру композициях (клеймах), расположенных вокруг главного образа. Отдельные сцены, как и весь рассказ, заимствованы из рукописных или настенных житийных циклов. В их основе — тексты канонических и апокрифических источников. Существуют разные системы расположения сцен жития. Традиционно повествование начинается в верхнем левом углу, и далее развивается в клеймах — сверху вниз слева направо, игнорируя образ в среднике. Изображения, как правило, снабжены пояснительными текстами. Создание житийных икон требует от иконописца высокого уровня мастерства. Он одинаково должен владеть навыками художника-монументалиста для написания образа в среднике и миниатюриста — для выполнения мелких изображений в клеймах. Для созерцающего житийная икона открывает разные пути богообщения: молитвенное предстояние и благочестивое чтение

 

Что такое левкас?

Александр Лавданский,

иконописец, основатель мастерской

церковного искусства «Киноварь»

 

Левкас» (λευκός)— слово греческое, обозначающее «белый», «светлый». Если перевести древнее название столицы Кипра — Лефкасия — буквально, то получится «белый город». Вообще, левкас — это белый грунт (мел с клеем, замешенный на льняном масле), которым иконописцы покрывали доску, перед тем как начать писать икону. Левкас позволяет краске и прежде всего золоту, которое используют для фона, крепко держаться на доске. Для написания икон используются деревянные доски из липы, кипариса, лиственницы. У самого дерева есть структура, она непременно будет просвечивать через краску. Чтобы избежать ненужных и лишних деталей, заполнить поры между волокнами дерева и структурой пáволоки (ткани, которую наклеивают на лицевую поверхность), иконописцы тщательно левкасят доску, нанося до десяти и более слоев грунта. Несмотря на название, левкас не всегда белый. Он бывает коричневым, охристым. Правда, цветной левкас — это все-таки западная традиция. Отполированный до блеска белый грунт, на который накладывают полупрозрачные краски, едва уловимо просвечивает сквозь красочный слой, создавая эффект свечения.

Архив журнала
№3, 2019№4, 2019ф№5, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба