ИНТЕЛРОС > №6, 2012 > Блаженный Андрей Цареградский (X в.)

Блаженный Андрей Цареградский (X в.)


28 июня 2012

Истории святых из темы номера "Юродивые"

Однажды на невольничьем торге богатый житель Константинополя по имени Феогност купил молодого раба-славянина. Юноша выделялся среди прочих рабов умом, честностью и добрым нравом, поэтому очень скоро хозяин сделал его своим доверенным слугой и отправил в духовное училище. Этим юношей был Андрей, которого впоследствии Церковь прославит в чине блаженных. 

Решение о принятии на себя подвига юродства Андрей принял после особого откровения от Бога, полученного во сне. Наутро, помолившись, он взял нож и отправился к колодцу, где снял с себя всю одежду и изрезал ее в клочья. Пришедшие за водой слуги увидали его за этим занятием и доложили о его странном поведении хозяину. Тот очень расстроился, сам пошел к Андрею и «…нашел его как бы несмыслящим и говорящим неразумно», как об этом сказано в житии святого. Феогност решил, что его любимый слуга сошел с ума или стал одержимым. Он продолжал держать его при себе, надеясь, что Андрей выздоровеет. Но тот вовсе не был болен: по ночам он тайно молился, а днем — изображал из себя сумасшедшего. Спустя четыре месяца хозяин отпустил его, и Андрей стал городским юродивым. 

Он ходил по городу …терпя недостатки, скорби, озлобления… (Евр 11:37). Одни издевались над ним, как над безумным, другие прогоняли его от себя, гнушаясь им, как вонючим бродягой, некоторые считали его за одержимого бесом, а столичные подростки часто избивали юродивого. Он же по ночам молился обо всех своих дневных обидчиках.

Если же кто-либо подавал Андрею милостыню, он принимал ее, но тут же отдавал другим нищим. Впрочем, делал это так, чтобы никто не знал, что он подает милостыню; сердясь на нищих и как бы желая их побить, он бросал им в лицо деньгами, а нищие их подбирали. Иногда по трое суток он ничего не ел, иногда же голодал и целую неделю, а если не находилось никого, кто бы подал ему ломоть хлеба, то он проводил без пищи и вторую неделю. Одеждою Андрею служило никуда не годное рубище, едва прикрывавшее тело. Уподобляясь во всем святому Симеону Эмесскому, он днем бегал по улицам и юродствовал, а ночью пребывал на молитве. 

Совсем немногие жители столицы видели в этом странном человеке святого. Кому-то его прозорливость открывалась через обличения в тайных грехах. Так, Андрей однажды пытался остановить вора-гробокопателя, собиравшегося ограбить очередную могилу. Описав готовящееся им преступление, юродивый сказал, что если вор его совершит, то ослепнет. Тот рассмеялся в ответ, и сказал, что теперь уже нарочно пойдет «на дело», чтобы проверить истинность слов Андрея. В эту же ночь он разрыл могилу недавно похороненной богатой девушки, попытался снять с умершей украшения и одежду и — ослеп. Остаток жизни незадачливый вор провел, выпрашивая милостыню на церковной паперти, вспоминая предупреждение святого Андрея и проклиная себя за легкомысленное к нему отношение. 

Обличал он и людей духовного звания. Один монах пользовался у жителей столицы большим уважением. Люди давали ему значительные суммы для раздачи нищим, но монах присваивал деньги себе. Андрей духовным зрением увидал, как за душу этого монаха его ангел-хранитель сначала спорил с демоном, а после — отошел от своего подопечного. Юродивый схватил вороватого монаха за руку и начал умолять раздать беднякам все собранное им. По молитве Андрея тот сам смог увидать овладевшего им демона и пришел в ужас от этого зрелища. Святой пообещал молиться за него, если монах прекратит присваивать чужие деньги. «…После того инок пошел и роздал нищим все свое золото и еще более был впоследствии прославлен Богом и людьми; многие приносили к нему золото, чтобы он раздавал его бедным. Но он приказывал жертвователям раздавать его своими руками, говоря:

— Какая для меня польза заботиться о чужом соре?» 

Но самые поразительные факты духовной жизни Андрея стали известны после его кончины. В Константинополе было всего два человека, с которыми святой общался, не юродствуя. Один из них, его друг Никифор, по рассказам блаженного составил его подробное житие. А другой — его ученик Епифаний, также принявший на себя подвиг юродства, сподобился вместе с Андреем увидеть во Влахернском храме Пресвятую Богородицу, держащую свой омофор над молящимися людьми. Этот случай послужил основанием для одного из самых великих церковных праздников — Покрова Пресвятой Богородицы


Вернуться назад