Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №6, 2012

Блаженный Андрей Цареградский (X в.)

Истории святых из темы номера "Юродивые"

Однажды на невольничьем торге богатый житель Константинополя по имени Феогност купил молодого раба-славянина. Юноша выделялся среди прочих рабов умом, честностью и добрым нравом, поэтому очень скоро хозяин сделал его своим доверенным слугой и отправил в духовное училище. Этим юношей был Андрей, которого впоследствии Церковь прославит в чине блаженных. 

Решение о принятии на себя подвига юродства Андрей принял после особого откровения от Бога, полученного во сне. Наутро, помолившись, он взял нож и отправился к колодцу, где снял с себя всю одежду и изрезал ее в клочья. Пришедшие за водой слуги увидали его за этим занятием и доложили о его странном поведении хозяину. Тот очень расстроился, сам пошел к Андрею и «…нашел его как бы несмыслящим и говорящим неразумно», как об этом сказано в житии святого. Феогност решил, что его любимый слуга сошел с ума или стал одержимым. Он продолжал держать его при себе, надеясь, что Андрей выздоровеет. Но тот вовсе не был болен: по ночам он тайно молился, а днем — изображал из себя сумасшедшего. Спустя четыре месяца хозяин отпустил его, и Андрей стал городским юродивым. 

Он ходил по городу …терпя недостатки, скорби, озлобления… (Евр 11:37). Одни издевались над ним, как над безумным, другие прогоняли его от себя, гнушаясь им, как вонючим бродягой, некоторые считали его за одержимого бесом, а столичные подростки часто избивали юродивого. Он же по ночам молился обо всех своих дневных обидчиках.

Если же кто-либо подавал Андрею милостыню, он принимал ее, но тут же отдавал другим нищим. Впрочем, делал это так, чтобы никто не знал, что он подает милостыню; сердясь на нищих и как бы желая их побить, он бросал им в лицо деньгами, а нищие их подбирали. Иногда по трое суток он ничего не ел, иногда же голодал и целую неделю, а если не находилось никого, кто бы подал ему ломоть хлеба, то он проводил без пищи и вторую неделю. Одеждою Андрею служило никуда не годное рубище, едва прикрывавшее тело. Уподобляясь во всем святому Симеону Эмесскому, он днем бегал по улицам и юродствовал, а ночью пребывал на молитве. 

Совсем немногие жители столицы видели в этом странном человеке святого. Кому-то его прозорливость открывалась через обличения в тайных грехах. Так, Андрей однажды пытался остановить вора-гробокопателя, собиравшегося ограбить очередную могилу. Описав готовящееся им преступление, юродивый сказал, что если вор его совершит, то ослепнет. Тот рассмеялся в ответ, и сказал, что теперь уже нарочно пойдет «на дело», чтобы проверить истинность слов Андрея. В эту же ночь он разрыл могилу недавно похороненной богатой девушки, попытался снять с умершей украшения и одежду и — ослеп. Остаток жизни незадачливый вор провел, выпрашивая милостыню на церковной паперти, вспоминая предупреждение святого Андрея и проклиная себя за легкомысленное к нему отношение. 

Обличал он и людей духовного звания. Один монах пользовался у жителей столицы большим уважением. Люди давали ему значительные суммы для раздачи нищим, но монах присваивал деньги себе. Андрей духовным зрением увидал, как за душу этого монаха его ангел-хранитель сначала спорил с демоном, а после — отошел от своего подопечного. Юродивый схватил вороватого монаха за руку и начал умолять раздать беднякам все собранное им. По молитве Андрея тот сам смог увидать овладевшего им демона и пришел в ужас от этого зрелища. Святой пообещал молиться за него, если монах прекратит присваивать чужие деньги. «…После того инок пошел и роздал нищим все свое золото и еще более был впоследствии прославлен Богом и людьми; многие приносили к нему золото, чтобы он раздавал его бедным. Но он приказывал жертвователям раздавать его своими руками, говоря:

— Какая для меня польза заботиться о чужом соре?» 

Но самые поразительные факты духовной жизни Андрея стали известны после его кончины. В Константинополе было всего два человека, с которыми святой общался, не юродствуя. Один из них, его друг Никифор, по рассказам блаженного составил его подробное житие. А другой — его ученик Епифаний, также принявший на себя подвиг юродства, сподобился вместе с Андреем увидеть во Влахернском храме Пресвятую Богородицу, держащую свой омофор над молящимися людьми. Этот случай послужил основанием для одного из самых великих церковных праздников — Покрова Пресвятой Богородицы

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба