ИНТЕЛРОС > №6, 2017 > Что читать

Что читать


26 июня 2017

 

 

М. Е. Нефедова

М.: Никея: Редакция «Встреча», 2016. — 256 с.

 

Книга эта «зацепит» читателей сразу нескольких разных поколений и социальных групп. Тинейджеров — потому что главная героиня — бунтующий подросток-неформал и музыкант, изгой в классе и головная боль учителей и родителей. Тех, кому под 40 и старше, — выразительными подробностями 1980-х, когда «призрак перестройки еще бродил по СССР», хиппи возбуждали праведный гнев общественности и внимание милиции, рок-музыканты самовыражались в основном на квартирниках, а «Властелин колец» «ходил» в самиздате. Тех, кто интересуется психологией межличностных отношений, привлекут сложные и психологически точно описанные семейные и любовные коллизии (тут вам и контролирующая мать, подавлявшая домочадцев, и негативное влияние социума на формирование личности, и трудный путь навстречу друг другу двух любящих юных сердец).

Ну а те, для кого «Никея» ассоциируется с качественной литературой христианской направленности, найдут в этом остросюжетном, эмоционально напряженном повествовании самое главное, чем вообще сильна настоящая литература, — путь героев к Истине. Марине Нефедовой удалось найти верную интонацию и меру: о Боге в романе сказано скупо, но сильно и к месту. Мрак в душе героини, к 16 годам знакомой со всеми прелестями хипповской жизни, включая наркотики и попытку суицида, отступает, когда в руки ей попадает Евангелие. И, конечно, спасает любовь.

В потоке современной литературы сложно найти книгу, которую хочется перечитать и порекомендовать другу. Вот этой книгой хочется поделиться.

 

 

Моисей Святогорец, монах. Пер. с новогреч. К. Норкин и Д. Солошенко

М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2016. — 144 с. : ил.

 

«Я говорю с вами не как учитель, а как брат», — этими словами афонский старец Моисей Святогорец (1952–2014) заканчивает одну из своих бесед. Он был одним из самых «молодых» старцев Афона. Из многих его бесед-проповедей в эту небольшую, но насыщенную книгу вошли те, что посвящены борьбе со страстями.

Очень актуальная сегодня проблема. Как бороться с раздражительностью, гневливостью, самовозвеличиванием, алчностью? Об этом старец Моисей говорит горячо и деликатно-дружески, образно и с добрым юмором. «Страсть — она как колючая проволока, стена, перегородка, отделяющая меня от Бога… Оставить зло и возлюбить благо, воспламенить священную жажду, божественную любовь, влечение к Богу и радость бесстрастия. Эта живая жажда принесет борцу за свободу внутреннюю гармонию, поскольку ему непозволительно быть хмурым, нервным, пугливым, ворчливым, унылым, подавленным и расстроенным… Подвизающиеся христиане не просто глупо радуются, получая при этом подзатыльники, они не просто беззаботные, поверхностные, серые, наивные, странные и витающие в облаках. Если это так, то это не настоящие христиане. Подвизающийся христианин всегда радостен, искренен, исполнен надежды, уважителен и смиренен… Любовь к Богу никогда не бывает без любви к другому человеку. И эта любовь делает меня терпеливым, снисходительным, сострадательным, участливым, остроумным и светящимся для братьев моих, а не жестким, упрекающим, осуждающим, строгим, критичным, хмурым и бескомпромиссным».
Светлая, радостная книга.

 

 

Приключенческое краеведение для будущих историков и настоящих кладоискателей Елены Литвак

М.: Православная школа «Рождество» в Снегирях, 2016. — 112 с.

 

Кто в свои 10-12 лет не мечтает о приключениях? Герои книжки, братья-близнецы Петька и Паша, — не исключение. А тут и родители купили старый дом в подмосковном селе Рождествене…

Мальчишкам и правда везет: на чердаке они находят жестянку со старинными фотографиями, около храма случайно обнаруживают склеп, через тайный лаз проникают на территорию бывшей графской усадьбы… Параллельно с этими «вещественными» находками братья постепенно раскапывают прошлое своего дома и целого села, обнаруживают, что настоящее соединено с прошлым множеством незримых нитей. Прошлое таится в вещах, в зданиях, в рассказах людей о тех, кто жил здесь раньше, до них (а это и простые сапожники, и знаменитый герой Бородинского сражения Кутайсов-младший, и последний священник здешнего храма, которого арестовали в 1937 году). Оказывается, что раскрывать эти маленькие тайны истории — не менее захватывающее занятие, чем искать настоящие клады.

Автор назвала свою книжку «приключенческим краеведением» (и даже включила в нее главу «интересности на местности» — квест-игру для читателей по Рождествену). На самом деле, конечно, это очень талантливый и неформальный пример духовного краеведения — умения любить и ценить прошлое и настоящее своей малой Родины. И поэтому прочитать ее стоит всем — независимо от того, получится ли когда-нибудь увидеть это подмосковное село своими глазами…

 

Георгий ЧистяковС Евангелием в руках

М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2015. — 416 с. — (Humanitas).

Эта книга — наиболее полное на сегодняшний момент собрание публицистики известного православного священника Георгия Чистякова (1953–2007). Здесь объединены три сборника статей, выходившие до этого отдельными книгами: «Размышления с Евангелием в руках», «На путях к Богу Живому» и почти автобиографическое «В поисках Вечного Града». Все эти статьи, в свою очередь, были опубликованы во второй половине девяностых годов в редактируемой им же газете «Русская мысль», однако актуальность явно не потеряли.
Во многих статьях отец Георгий говорит о современных церковных проблемах — о смешении веры и идеологии в постсоветском пространстве, о принципиальной невозможности совместить веру с любого рода насилием, о межконфессиональных конфликтах и путях их преодоления. Филолог-классик по образованию, Чистяков апеллирует к истории ранней Церкви и христианского богословия (к примеру, много говорит о верном толковании понятия «страх Божий»).
Прекрасно разбирающийся в церковной истории и античной культуре автор демонстрирует, какое влияние оказали латинская и греческая философия на формирование христианской мысли и какова преемственность христианской мысли по отношению к античности.
Немалую часть сборника занимают и сторонние эссе — об Окуджаве, Платоне, Лихачеве, старушках, заставших революцию в подростковом возрасте, об умирающих детях, которых отец Георгий посещал, будучи настоятелем церкви при Республиканской детской клинической больнице. Однако есть нечто, объединяющее все статьи сборника. О чем бы ни писал автор — о культурной истории христианства, о переводе «Энеиды», о своих друзьях и знакомых, о проблемах верующих в России, — он неизменно говорит о человеколюбии и нравственной подоплеке всего пласта мировой культуры и человеческой жизни вообще, притом избегая набившего оскомину формата поучения. Его эссе о христианстве — это, помимо всего прочего, еще и настоящая, большая литература, привлекающая внимание и верующих, и атеистов. Отец Георгий Чистяков вновь напоминает об этических и экзистенциальных законах бытия, часто заслоняемых от нас опытом повседневности и нравственной слепотой. ф. Александр Соловьев

Вернуться назад