Журнальный клуб Интелрос » Фома » №6, 2017
Книга эта «зацепит» читателей сразу нескольких разных поколений и социальных групп. Тинейджеров — потому что главная героиня — бунтующий подросток-неформал и музыкант, изгой в классе и головная боль учителей и родителей. Тех, кому под 40 и старше, — выразительными подробностями 1980-х, когда «призрак перестройки еще бродил по СССР», хиппи возбуждали праведный гнев общественности и внимание милиции, рок-музыканты самовыражались в основном на квартирниках, а «Властелин колец» «ходил» в самиздате. Тех, кто интересуется психологией межличностных отношений, привлекут сложные и психологически точно описанные семейные и любовные коллизии (тут вам и контролирующая мать, подавлявшая домочадцев, и негативное влияние социума на формирование личности, и трудный путь навстречу друг другу двух любящих юных сердец).
Ну а те, для кого «Никея» ассоциируется с качественной литературой христианской направленности, найдут в этом остросюжетном, эмоционально напряженном повествовании самое главное, чем вообще сильна настоящая литература, — путь героев к Истине. Марине Нефедовой удалось найти верную интонацию и меру: о Боге в романе сказано скупо, но сильно и к месту. Мрак в душе героини, к 16 годам знакомой со всеми прелестями хипповской жизни, включая наркотики и попытку суицида, отступает, когда в руки ей попадает Евангелие. И, конечно, спасает любовь.
В потоке современной литературы сложно найти книгу, которую хочется перечитать и порекомендовать другу. Вот этой книгой хочется поделиться.
«Я говорю с вами не как учитель, а как брат», — этими словами афонский старец Моисей Святогорец (1952–2014) заканчивает одну из своих бесед. Он был одним из самых «молодых» старцев Афона. Из многих его бесед-проповедей в эту небольшую, но насыщенную книгу вошли те, что посвящены борьбе со страстями.
Очень актуальная сегодня проблема. Как бороться с раздражительностью, гневливостью, самовозвеличиванием, алчностью? Об этом старец Моисей говорит горячо и деликатно-дружески, образно и с добрым юмором. «Страсть — она как колючая проволока, стена, перегородка, отделяющая меня от Бога… Оставить зло и возлюбить благо, воспламенить священную жажду, божественную любовь, влечение к Богу и радость бесстрастия. Эта живая жажда принесет борцу за свободу внутреннюю гармонию, поскольку ему непозволительно быть хмурым, нервным, пугливым, ворчливым, унылым, подавленным и расстроенным… Подвизающиеся христиане не просто глупо радуются, получая при этом подзатыльники, они не просто беззаботные, поверхностные, серые, наивные, странные и витающие в облаках. Если это так, то это не настоящие христиане. Подвизающийся христианин всегда радостен, искренен, исполнен надежды, уважителен и смиренен… Любовь к Богу никогда не бывает без любви к другому человеку. И эта любовь делает меня терпеливым, снисходительным, сострадательным, участливым, остроумным и светящимся для братьев моих, а не жестким, упрекающим, осуждающим, строгим, критичным, хмурым и бескомпромиссным».
Светлая, радостная книга.
Кто в свои 10-12 лет не мечтает о приключениях? Герои книжки, братья-близнецы Петька и Паша, — не исключение. А тут и родители купили старый дом в подмосковном селе Рождествене…
Мальчишкам и правда везет: на чердаке они находят жестянку со старинными фотографиями, около храма случайно обнаруживают склеп, через тайный лаз проникают на территорию бывшей графской усадьбы… Параллельно с этими «вещественными» находками братья постепенно раскапывают прошлое своего дома и целого села, обнаруживают, что настоящее соединено с прошлым множеством незримых нитей. Прошлое таится в вещах, в зданиях, в рассказах людей о тех, кто жил здесь раньше, до них (а это и простые сапожники, и знаменитый герой Бородинского сражения Кутайсов-младший, и последний священник здешнего храма, которого арестовали в 1937 году). Оказывается, что раскрывать эти маленькие тайны истории — не менее захватывающее занятие, чем искать настоящие клады.
Автор назвала свою книжку «приключенческим краеведением» (и даже включила в нее главу «интересности на местности» — квест-игру для читателей по Рождествену). На самом деле, конечно, это очень талантливый и неформальный пример духовного краеведения — умения любить и ценить прошлое и настоящее своей малой Родины. И поэтому прочитать ее стоит всем — независимо от того, получится ли когда-нибудь увидеть это подмосковное село своими глазами…
Георгий Чистяков. С Евангелием в руках
М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2015. — 416 с. — (Humanitas).