ИНТЕЛРОС > №7, 2017 > Вопросы мастерам

Вопросы мастерам


30 июля 2017

 

Анатолий Влезько

 

Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»

Энкаустика — это особая техника написания икон, при которой краски расплавляются в горячем воске. Экнаустика предполагает растапливание заранее приготовленных кусков воска, смешанных с краской, на огне, на металлической палитре. И накладывание их не только кистью, но и разогретой металлической палочкой.
В этой технике выполнено древнейшее из дошедших до нас изображений Христа — икона VI века Спас Пантократор, которая находится в Египте, в монастыре святой Екатерины.

 

Почему на одних иконах блаженную Матрону изображают с открытыми глазами, а на других — с закрытыми?

Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»

 

В основе иконописи лежит канон, то есть правило. С другой стороны, во время работы у нас все время возникают вопросы к самим себе.

В том числе, когда мы пишем иконы недавно прославленных святых — мучеников, праведников, блаженных XX века.

Здесь нет четко сложившейся иконографии, зато есть прижизненные фотографии, которые вроде бы должны помочь в работе. Но не всё так просто.

Икона Матроны Московской в храме апостола Фомы, настоятелем которого был отец Даниил Сысоев. По мысли отца Даниила святой на иконе изображается в преображенном состоянии, а значит и без тех болезней, которые были у него при жизни. Фото Владимира Ештокина

Святая Матрона Московская была канонизирована как местночтимая святая в 1999 году, а в 2004-м состоялось общецерковное прославление блаженной. Времени прошло совсем немного, но уже сложилась традиция изображать святую Матрону незрячей, то есть такой, какой она была в жизни. Этот образ узнаваем и любим верующими.

В то же время икона — не портрет. Согласно догмату об иконопочитании, через образ мы прикасаемся к пре­ображенному человеку, причастнику Божественной жизни. Поэтому святых пишут, не акцентируя внимание на физических недостатках. Вспомним иконы святого преподобного Серафима Саровского: он предстает как старец слегка согбенный, но не сгорбленный.

Таким образом, сложилось два извода: с закрытыми и с открытыми глазами. При создании иконы мы обязательно показываем эскиз священнику и просим его благословения. Решение принимает либо настоятель храма, для которого пишется образ, либо духовник заказчика иконы. Таким образом, мы как иконописцы избегаем самодеятельности. А прихожанам, думается, не стоит смущаться «неправильными» образами.


Вернуться назад