Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №7, 2017

Вопросы мастерам

Журнал Фома.

 

Анатолий Влезько

 

Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»

Энкаустика — это особая техника написания икон, при которой краски расплавляются в горячем воске. Экнаустика предполагает растапливание заранее приготовленных кусков воска, смешанных с краской, на огне, на металлической палитре. И накладывание их не только кистью, но и разогретой металлической палочкой.
В этой технике выполнено древнейшее из дошедших до нас изображений Христа — икона VI века Спас Пантократор, которая находится в Египте, в монастыре святой Екатерины.

 

Почему на одних иконах блаженную Матрону изображают с открытыми глазами, а на других — с закрытыми?

Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»

 

В основе иконописи лежит канон, то есть правило. С другой стороны, во время работы у нас все время возникают вопросы к самим себе.

В том числе, когда мы пишем иконы недавно прославленных святых — мучеников, праведников, блаженных XX века.

Здесь нет четко сложившейся иконографии, зато есть прижизненные фотографии, которые вроде бы должны помочь в работе. Но не всё так просто.

Икона Матроны Московской в храме апостола Фомы, настоятелем которого был отец Даниил Сысоев. По мысли отца Даниила святой на иконе изображается в преображенном состоянии, а значит и без тех болезней, которые были у него при жизни. Фото Владимира Ештокина

Святая Матрона Московская была канонизирована как местночтимая святая в 1999 году, а в 2004-м состоялось общецерковное прославление блаженной. Времени прошло совсем немного, но уже сложилась традиция изображать святую Матрону незрячей, то есть такой, какой она была в жизни. Этот образ узнаваем и любим верующими.

В то же время икона — не портрет. Согласно догмату об иконопочитании, через образ мы прикасаемся к пре­ображенному человеку, причастнику Божественной жизни. Поэтому святых пишут, не акцентируя внимание на физических недостатках. Вспомним иконы святого преподобного Серафима Саровского: он предстает как старец слегка согбенный, но не сгорбленный.

Таким образом, сложилось два извода: с закрытыми и с открытыми глазами. При создании иконы мы обязательно показываем эскиз священнику и просим его благословения. Решение принимает либо настоятель храма, для которого пишется образ, либо духовник заказчика иконы. Таким образом, мы как иконописцы избегаем самодеятельности. А прихожанам, думается, не стоит смущаться «неправильными» образами.

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021№8, 2021№9, 2021№10, 2021№11, 2021№12, 2021Ф№1, 2022№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба