ИНТЕЛРОС > №8, 2016 > Памяти мученика Максима (Румянцева) Игумен Дамаскин (Орловский)
|
День памяти мученика Максима (Румянцева) — 6 августа. К дому, где жил Максим Иванович, подъехали сани с возницей-милиционером. Случившийся тут Андрей Груздев спросил:
*** Мученик Максим родился около 1860 года в деревне Вандышки Кинешемского уезда Костромской губернии в семье крестьян Ивана Степановича и Анны Ильиничны Румянцевых. Вандышки, где проживало тогда двенадцать семей, были небольшой зажиточной деревней на Волге у окраины большого промышленного города Кинешмы. После смерти одного из родителей Максим ушел странствовать. Где и как странствовал Максим — неизвестно, но, вернувшись через много лет на родину, он знал многое из церковного богослужения наизусть, хотя оставался неграмотен. Во время странствий он принял подвиг юродства, который не оставил до самой кончины. Вернувшись в родную деревню, рядом с которой вырос целый фабричный городок с производственными корпусами и общежитиями, Максим Иванович жил то у брата Егора Ивановича и его супруги Елизаветы Григорьевны в баньке, то в благочестивом семействе Андрея Васильевича и его супруги Екатерины Васильевны Груздевых, то у церковного старосты Ивана Ильича Кочёрина, а то где придется, куда Бог приведет. Ходил Максим Иванович круглый год босиком и в одних и тех же, надетых одна на другую, рубахах. Если кто-нибудь дарил ему сапоги, то он совал в них бумагу, чтобы неудобно было ходить, а потом все равно кому-нибудь отдавал. В деревне многие, особенно поначалу, смеялись над ним, и мальчишки, бывало, бросали в него камнями. Но благодушно все это переносил блаженный. К тому времени, когда он поселился в деревне, Господь начал открывать ему Свою волю о людях. Уныние и грусть овладели Андреем Груздевым, когда пришла ему пора идти на войну 1914 года. — Прощай, Максим Иванович, может, не вернусь, — сказал он, подойдя к юродивому. — До свидания, сладкий барин, — ответил Максим Иванович. Многие чудеса, совершившиеся по молитвам блаженного, видел Андрей, и потому не осталось у него сомнения: вернется живым. И вернулся. Дочь его, Веру, родившуюся в 1911 году, Максим Иванович называл Христовой невестой. «Верно, ты, Вера, замуж не выйдешь», — говорила ей мать. И действительно, она осталась девицей. Младшей дочери Груздевых, Варваре, родившейся в 1919 году, Максим Иванович, когда та была еще девочкой, частенько говаривал: — Николай, давай закурим. Николай, давай закурим. А то возьмет да вдруг начнет бегать, приговаривая: — За мной кто-то бежит. Я спрячусь в сарай. За мной кто-то бежит. Спрячусь под стол. Объяснилось все уже после смерти Максима Ивановича, когда Варвара вышла замуж за Николая, и муж, когда бывал пьян, преследовал ее, так что она не знала, куда от него укрыться. В октябре 1918 года на Максима Ивановича в первый раз обратила внимание советская власть. Вандышевский комитет бедноты в ответ на запрос о не занимающихся личным трудом писал в Дюпихский волостной совет, что в деревне таких людей нет, «за исключением Малоумнова Максима Ивановича Румянцева». Максим Иванович не говорил человеку прямо, а всегда как бы о себе. Пришел как-то к нему священник Григорий Аверин, и блаженный сказал: — Вот Максима Ивановича скоро заберут. Скоро заберут — да это ничего. Умрет Максим, и прилетит соловей, но не сядет на могилку и не пропоет. Через некоторое время отец Григорий был арестован, расстрелян в концлагере и погребен в общей безвестной могиле. Если и говорил блаженный о событиях прямо, то лишь тогда, когда иначе было нельзя. Как-то сидел Иван Кочёрин со своими друзьями на завалинке. И Максим Иванович тут же. Вдруг посреди разговора Максим Иванович говорит: Но никто не обратил на это внимания. Максим Иванович через некоторое время настойчивее произнес: Но опять никто на его слова не обратил внимания, и тогда Максим Иванович уже в голос закричал: Тут все вскочили, забежали за дом. И точно — за домом полыхало гумно. Обмануть Максима Ивановича или скрыть что-нибудь от него было невозможно. Однажды, когда блаженный жил у Груздевых, хозяйка дома, Екатерина Васильевна, испытывая недостаток в хлебе, взяла у него из мешка, который он хранил на печи, сухарей. «Я немного возьму, не узнает Максим», — решила она. Но Максим Иванович, как вошел в избу, схватился за голову и закричал: Пришлось ей все рассказать. Как-то пришла к Максиму Ивановичу Ольга Добрякова, с нею женщина передала для блаженного сверток. Ольга отдала Максиму Ивановичу два свертка и не стала говорить, какой от кого, посчитав это неважным. Но иначе на это смотрел блаженный. — Это — твое, — сказал он, — а это с тобой передали. — Прости меня, Максим Иванович, — встрепенулась Ольга. — Прости, прости, — проговорил блаженный, — хорошо еще, что ты созналась, а то соврут и не сознаются. Ольга никогда не рассказывала блаженному подробностей о своей жизни в общежитии, где у нее не было ни кровати, ни постели, она спала на полу. Максим Иванович сам ей как-то сказал: «Вот развалятся, как баре, на кроватях, а у меня — пальто под голову и под себя». Пальто это вскоре украли, о чем ей блаженный сказал: «Вот какие злые люди, пальтушку украли. Но ты не расстраивайся». Вскоре Ольга нашла на земле деньги, которых как раз хватило на покупку нового пальто. Однажды, когда блаженный жил у Груздевых, он начал с самого утра петь заупокойные стихиры и пел их почти весь день. Хозяйка слушала, думая, когда же он кончит, и наконец спросила: — Что ты все заупокойные стихиры поешь? Ничего не ответил блаженный, продолжая петь, а через некоторое время, кончив, сказал: — Ну, теперь все. Отпето. Опускайте в могилу. Вскоре приехали из Кинешемского Успенского монастыря и сказали, что в монастыре умерла монахиня. Как-то еще до начала гонений на Церковь блаженный, проходя мимо Кинешемского монастыря, сказал: — Подушки-то, подушки какие! Разве это монахини? Всё разлетится. Всё. В начале 1920-х годов монастырь был закрыт, а в его зданиях разместилась следственная тюрьма. Сердце Максима Ивановича не прилеплялось ни к чему земному; деньги он презирал, а если ему их давали, то он потрет их, потрет да и бросит или сунет куда-нибудь. Однажды прибежала к Максиму Ивановичу соседка Груздевых: — Максим Иванович, ведь у нас землю-то отнимают! — Ну и что? — невозмутимо ответил блаженный. — Тебе жалко, что ли? — Да как не жалко? Конечно, жалко. — Ах ты, жалко, — покачал головой блаженный, — да ты возьми в карман землю-то и ходи, раз тебе жалко. Многие, видя, какую жизнь проводит блаженный, говорили ему: — Максим Иванович, ты уже спасен, ты уже в Царстве Небесном. — А кто это знает: в Царстве ли? — ответит блаженный, глянет на образ Пресвятой Богородицы. — Царица Небесная! — воскликнет, и слезы сами собой бегут по щекам. Зная тексты многих богослужений на память, он пел на Пасху вместе со всеми в храме. А затем после службы садился дома напротив окон и радовался. — Смотри, — скажет хозяйке, — ангельская душенька, как солнышко играет. А сам смотрит не на солнце, а на святые иконы. Секретарем деревенского комитета бедноты был в то время Василий Петрович Сорокин, ставший впоследствии первым председателем местного колхоза; сын его был трактористом. Оба не любили блаженного и писали на него доносы в ОГПУ, настаивая на его аресте. Зимой 1928 года блаженный был арестован. В кинешемской тюрьме Максима Ивановича подвергли жестоким мучениям, попеременно держали то в жаре, то в холоде. Но недолго он здесь пробыл и был переведен в другую тюрьму. Очевидцы его кончины рассказывали, что блаженный Максим умер как великий праведник. «Да ты возьми в карман землю-то и ходи, раз тебе жалко»За этими словами блаженного Максима, обращенными к соседке Груздевых, стоит особая история деревни Вандышки. Крестьяне, жившие в ней, неоднократно судились за землю. То со своим бывшим помещиком, благотворителем Кинешмы Всеволодом Александровичем Пазухиным, чье имя носит городская библиотека, то между собой, то с соседним селом Ищеином. Общественную землю крестьяне частично сдавали в аренду фабричным для возведения построек, а на полученные деньги покупали сельскохозяйственную технику. В 1927 году в районной газете появилась статья, где крестьян Вандышек критиковали за зажиточную жизнь, обвиняя их в том, что они превратились в коллективного кулака и живут так же, как и до революции. Впоследствии власти провели коллективизацию и организовали в Вандышках и Ищеине колхоз «7 лет смерти Ленина». Вернуться назад |