ИНТЕЛРОС > №8, 2021 > Вопросы мастерам

Вопросы мастерам


30 августа 2021

Расписывали ли храмы после революции?

После революции в России наступила эпоха нового иконоборчества. Храмы взрывали и закрывали, росписи замазывали, иконы в лучшем случае передавали в музеи, а в худшем — уничтожали. Иконописцы меняли профессию, переучивались, кто-то продолжал работать тайно. Иконопись ушла в подполье. Тем удивительнее, что почти угасшая традиция продолжала существовать.

В самый разгар гонений, в конце 1928 года художник Владимир Комаровский получает заказ на роспись храма, и где! — рядом с Кремлем, на Софийской набережной. Расписать церковь Софии Премудрости Божией художника пригласил молодой настоятель Александр Андреев. Впоследствии он станет священномучеником…

Расписывали ли храмы после революции?Церковь Софии Премудрости Божией. Слева — 1960-е, справа — наше время.

На леса в Софийском храме Комаровский поднимался уже состоявшимся иконописцем. До революции вместе с соратником, Дмитрием Стеллецким, он создал иконостас для храма-памятника Сергия Радонежского на Куликовом поле. Увлеченный русской иконой, Комаровский не оставлял своего дела и в самые тяжелые годы.

Комаровский практически поселился в Софийском храме, самозабвенно работал над росписями днями и ночами, понимая — труд может закончиться в любую минуту. Над аркой он изобразил сюжет, посвященный Богородице, — «О Тебе радуется», а на столбах — ангелов. 

Расписывали ли храмы после революции?«О Тебе радуется». Фреска Владимира Комаровского

В конце 1929 года отца Александра арестовали, храм закрыли. Росписи были скрыты под побелкой и долгое время считалось утраченными. В наше время реставраторам удалось расчистить свод и фрагменты на стенах. Это настоящее сокровище Церкви.

В 1936 году отец Александр Андреев вернулся из ссылки и позвал Владимира Комаровского в Рязань, где художник расписал алтарь кладбищенской церкви. Позже эту работу, к сожалению, переписали. Владимир Комаровский пытался сохранить иконописную традицию даже в своих светских работах, что шло вразрез с советской идеологией. Его пять раз арестовывали, сажали в тюрьму, ссылали. Художник разделил мученическую судьбу отца Александра Андреева и многих православных христиан: в 1937 году Владимира Алексеевича расстреляли на Бутовском полигоне.

 

 

«Если куплю икону Богородицы ”Прибавление ума“ — стану умным?»

Просто купить икону недостаточно. Нужно перед ней еще и молиться. И хорошо бы — каждый день. А еще — читать книги и учить уроки. И очень стараться. Как, например, отрок Варфоломей — будущий великий святой и ученый монах преподобный Сергий Радонежский.

Что же касается самой иконы, открою вам секрет: нет никакой разницы, перед какой иконой Божией Матери вы будете молиться — Казанской, Владимирской или «Прибавление ума»; большой древней и чудо­творной или маленькой бумажной софринской — эффект будет один.

«Если куплю икону Богородицы ”Прибавление ума“ — стану умным?»

Так почему же существуют разные иконы? Почему одни чудотворные, а другие нет? Потому что разные иконы пишут разные люди. Потому что Бог творит чудеса тогда и так, как Он хочет.

Но прибавление-то ума тогда откуда? Про эту икону часто вспоминают в связи с началом учебного года, да и празднование ей всегда в последнее воскресенье лета, в этом году — 29 августа. Но название этой иконы никак не связано с уроками и школой. 

В XVII веке на Руси произошел церковный раскол. Многие не приняли реформ Патриарха Никона. Один иконописец никак не мог понять, как же теперь правильно молиться — по-старому или по-новому, и повредился умом. Он начал молиться Богородице, чтобы она как-то помогла ему, успокоила его мятущийся разум. И тогда ему явилась сама Дева Мария. И образ, который он увидел в своем видении, он запечатлел на доске.

Это история не про то, кто был прав в церковном расколе, и не про уроки, она про помощь Богородицы человеку запутавшемуся, человеку в помраченном состоянии рассудка, с мятущейся душою. Очень современный образ.

Между прочим, его иконография восходит к статуе Богородицы в итальянском городе Лорето. Сказания о лоретской Божией Матери, гравюры и литографии с изображением ее статуи были известны на Руси еще со времен Ивана Грозного.


Вернуться назад