Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » ф№8, 2021

Вопросы мастерам

Журнал Фома.

Расписывали ли храмы после революции?

После революции в России наступила эпоха нового иконоборчества. Храмы взрывали и закрывали, росписи замазывали, иконы в лучшем случае передавали в музеи, а в худшем — уничтожали. Иконописцы меняли профессию, переучивались, кто-то продолжал работать тайно. Иконопись ушла в подполье. Тем удивительнее, что почти угасшая традиция продолжала существовать.

В самый разгар гонений, в конце 1928 года художник Владимир Комаровский получает заказ на роспись храма, и где! — рядом с Кремлем, на Софийской набережной. Расписать церковь Софии Премудрости Божией художника пригласил молодой настоятель Александр Андреев. Впоследствии он станет священномучеником…

Расписывали ли храмы после революции?Церковь Софии Премудрости Божией. Слева — 1960-е, справа — наше время.

На леса в Софийском храме Комаровский поднимался уже состоявшимся иконописцем. До революции вместе с соратником, Дмитрием Стеллецким, он создал иконостас для храма-памятника Сергия Радонежского на Куликовом поле. Увлеченный русской иконой, Комаровский не оставлял своего дела и в самые тяжелые годы.

Комаровский практически поселился в Софийском храме, самозабвенно работал над росписями днями и ночами, понимая — труд может закончиться в любую минуту. Над аркой он изобразил сюжет, посвященный Богородице, — «О Тебе радуется», а на столбах — ангелов. 

Расписывали ли храмы после революции?«О Тебе радуется». Фреска Владимира Комаровского

В конце 1929 года отца Александра арестовали, храм закрыли. Росписи были скрыты под побелкой и долгое время считалось утраченными. В наше время реставраторам удалось расчистить свод и фрагменты на стенах. Это настоящее сокровище Церкви.

В 1936 году отец Александр Андреев вернулся из ссылки и позвал Владимира Комаровского в Рязань, где художник расписал алтарь кладбищенской церкви. Позже эту работу, к сожалению, переписали. Владимир Комаровский пытался сохранить иконописную традицию даже в своих светских работах, что шло вразрез с советской идеологией. Его пять раз арестовывали, сажали в тюрьму, ссылали. Художник разделил мученическую судьбу отца Александра Андреева и многих православных христиан: в 1937 году Владимира Алексеевича расстреляли на Бутовском полигоне.

 

 

«Если куплю икону Богородицы ”Прибавление ума“ — стану умным?»

Просто купить икону недостаточно. Нужно перед ней еще и молиться. И хорошо бы — каждый день. А еще — читать книги и учить уроки. И очень стараться. Как, например, отрок Варфоломей — будущий великий святой и ученый монах преподобный Сергий Радонежский.

Что же касается самой иконы, открою вам секрет: нет никакой разницы, перед какой иконой Божией Матери вы будете молиться — Казанской, Владимирской или «Прибавление ума»; большой древней и чудо­творной или маленькой бумажной софринской — эффект будет один.

«Если куплю икону Богородицы ”Прибавление ума“ — стану умным?»

Так почему же существуют разные иконы? Почему одни чудотворные, а другие нет? Потому что разные иконы пишут разные люди. Потому что Бог творит чудеса тогда и так, как Он хочет.

Но прибавление-то ума тогда откуда? Про эту икону часто вспоминают в связи с началом учебного года, да и празднование ей всегда в последнее воскресенье лета, в этом году — 29 августа. Но название этой иконы никак не связано с уроками и школой. 

В XVII веке на Руси произошел церковный раскол. Многие не приняли реформ Патриарха Никона. Один иконописец никак не мог понять, как же теперь правильно молиться — по-старому или по-новому, и повредился умом. Он начал молиться Богородице, чтобы она как-то помогла ему, успокоила его мятущийся разум. И тогда ему явилась сама Дева Мария. И образ, который он увидел в своем видении, он запечатлел на доске.

Это история не про то, кто был прав в церковном расколе, и не про уроки, она про помощь Богородицы человеку запутавшемуся, человеку в помраченном состоянии рассудка, с мятущейся душою. Очень современный образ.

Между прочим, его иконография восходит к статуе Богородицы в итальянском городе Лорето. Сказания о лоретской Божией Матери, гравюры и литографии с изображением ее статуи были известны на Руси еще со времен Ивана Грозного.

Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021ф№8, 2021ф№9, 2021ф№10, 2021ф№11, 2021№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба