ИНТЕЛРОС > №9, 2008 > Торжество Православия

Торжество Православия


06 сентября 2008
ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ Праздник 1020-летия крещения Руси, проходивший в Киеве в середине этого лета, был омрачен угрозой возникновения серьезного церковно-политического конфликта. К счастью, этого не случилось. И вряд ли будет преувеличением сказать, что от этого выиграли в первую очередь простые верующие люди.

На торжества в Киев, помимо Патриарха Московского и всея Руси Алексия, прибыл также глава Константинопольского Патриархата Патриарх Варфоломей. Известно, что между двумя Патриархатами всегда, в том числе и в последнее время, возникали довольно серьезные споры. Исходя из этого, ряд политиков и журналистов предсказывали, что Святейший Варфоломей признает и примет под свою руку украинских раскольников, создав на Украине параллельную церковную структуру. Кто-то уже с полной уверенностью говорил о грядущем расколе в мировом Православии, однако все эти версии так и остались только на страницах газет. Патриарх Варфоломей категорически отказался служить вместе с раскольниками, еще раз поддержал каноническую Церковь на Украине (УПЦ МП), а после отслужил совместную Литургию с Патриархом Алексием и провел с ним переговоры.
— На повестке дня стояло немало вопросов, — рассказал затем на пресс-конференции в агентстве «Интерфакс» глава Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. — Обе Церкви изъявили желание развязывать те узлы, которые завязала история. Я не хочу быть слишком оптимистичным — жизнь есть жизнь, и могут возникнуть новые проблемы, но на этой встрече мы пришли к главному выводу: можно в чем-то не соглашаться, можно даже противостоять творчески друг другу, но ни в коем случае нельзя разделять Церковь.
Так и не получив поддержки ни от одной из Поместных Церквей, украинские раскольники остались при своем статусе маргинальных религиозных групп. В то же время за каноническую Церковь высказались не только епископы, но и миряне. Визит главы Московского Патриархата сопровождался массовыми митингами в его поддержку, а на совершенную им Литургию, по приблизительным подсчетам, пришли около 20 000 человек — и все это несмотря на то, что официальной поддержки этим начинаниям не было, а некоторые представители духовенства даже обвиняли власти в попытке принизить роль канонической Церкви в торжествах…
Раскол на Украине напоминает запущенную хроническую болезнь. Стороннему человеку понадобится время, для того чтобы хотя бы просто разобраться во множестве религиозных групп, которые действуют на территории страны. Так, в 1992 году отлученный ныне от Церкви киевский митрополит Филарет (Денисенко) отказался подчиниться Архиерейскому Собору, и вместо того, чтобы уйти в отставку, провозгласил себя Киевским Патриархом (полное самоназвание: Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП)). Кроме того, на территории Украины с 20-х годов действует Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ), которая, несмотря на многие потрясения, сохранила некоторое влияние в ряде западных областей страны. Раскольничьи группы пребывают в постоянном движении, их члены переходят из одной группы в другую, периодически возникают новые «микрорасколы»…
Все эти разделения не случайно возникали и обострялись в периоды борьбы за независимость страны* Главной их опорой были и остаются политические силы, для которых Поместная Церковь в первую очередь — повод для национальной гордости. Впрочем, и среди сторонников канонической Церкви нередко встречаются люди, для которых их позиция является всего лишь формой борьбы за воссоединение с Россией или спекуляцией на чувствах верующих, от чего весь церковный конфликт со стороны кажется продолжением противостояния «оранжевых» и «антиоранжевых» сил. Но сама Церковь не мыслит политическими категориями, а единство с Московским Патриархатом не тождественно для нее единству с Москвой.
— Единое духовное и культурное пространство вовсе не означает, что существует проблема с суверенитетом, — считает митрополит Кирилл. — Возьмем немецкую культуру. Есть суверенные Германия, Австрия и Швейцария. Но в то же время это единый культурный и цивилизованный мир, и никто не стремится, отталкиваясь от своей независимости, разрушать его. К этому мы и приходим сегодня в отношениях с Украиной.
Вполне возможно, что в будущем Украинская Церковь обретет законную автокефалию. Но очевидно, что случится это не раньше, чем исчезнет угроза политического вмешательства в сферу духовной жизни. Ведь болезненный клубок отношений, сложившихся на Украине, можно будет распутать лишь в обстановке истинно христианской любви, а никак не в условиях административно-государственного давления.
Президент Украины Виктор Ющенко уже не раз заявлял о своей мечте — создании в стране единой независимой православной Церкви. Однако уже то, что политики мечтают «затащить» в нее, помимо раскольников, еще и Украинскую греко-католическую церковь, униатов, много веков назад признавших своим главой Папу Римского, показывает уровень осознания политиками проблемы. Усматривая в разделении всего лишь борьбу конкурирующих партий, не принимая во внимание ни духовную составляющую проблемы, ни мнение десятков тысяч мирян, вряд ли удастся уврачевать многолетний и уж тем более многовековой раскол.
Для многих людей, ищущих в Церкви Бога, а не национально-политическую самоидентичность, ситуация на Украине остается серьезным препятствием на этом пути. И новое разделение лишь создало бы им дополнительные трудности. Слава Богу, этого не случилось.

Вернуться назад