Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Фома » №9, 2008

Торжество Православия

ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ Праздник 1020-летия крещения Руси, проходивший в Киеве в середине этого лета, был омрачен угрозой возникновения серьезного церковно-политического конфликта. К счастью, этого не случилось. И вряд ли будет преувеличением сказать, что от этого выиграли в первую очередь простые верующие люди.

На торжества в Киев, помимо Патриарха Московского и всея Руси Алексия, прибыл также глава Константинопольского Патриархата Патриарх Варфоломей. Известно, что между двумя Патриархатами всегда, в том числе и в последнее время, возникали довольно серьезные споры. Исходя из этого, ряд политиков и журналистов предсказывали, что Святейший Варфоломей признает и примет под свою руку украинских раскольников, создав на Украине параллельную церковную структуру. Кто-то уже с полной уверенностью говорил о грядущем расколе в мировом Православии, однако все эти версии так и остались только на страницах газет. Патриарх Варфоломей категорически отказался служить вместе с раскольниками, еще раз поддержал каноническую Церковь на Украине (УПЦ МП), а после отслужил совместную Литургию с Патриархом Алексием и провел с ним переговоры.
— На повестке дня стояло немало вопросов, — рассказал затем на пресс-конференции в агентстве «Интерфакс» глава Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. — Обе Церкви изъявили желание развязывать те узлы, которые завязала история. Я не хочу быть слишком оптимистичным — жизнь есть жизнь, и могут возникнуть новые проблемы, но на этой встрече мы пришли к главному выводу: можно в чем-то не соглашаться, можно даже противостоять творчески друг другу, но ни в коем случае нельзя разделять Церковь.
Так и не получив поддержки ни от одной из Поместных Церквей, украинские раскольники остались при своем статусе маргинальных религиозных групп. В то же время за каноническую Церковь высказались не только епископы, но и миряне. Визит главы Московского Патриархата сопровождался массовыми митингами в его поддержку, а на совершенную им Литургию, по приблизительным подсчетам, пришли около 20 000 человек — и все это несмотря на то, что официальной поддержки этим начинаниям не было, а некоторые представители духовенства даже обвиняли власти в попытке принизить роль канонической Церкви в торжествах…
Раскол на Украине напоминает запущенную хроническую болезнь. Стороннему человеку понадобится время, для того чтобы хотя бы просто разобраться во множестве религиозных групп, которые действуют на территории страны. Так, в 1992 году отлученный ныне от Церкви киевский митрополит Филарет (Денисенко) отказался подчиниться Архиерейскому Собору, и вместо того, чтобы уйти в отставку, провозгласил себя Киевским Патриархом (полное самоназвание: Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП)). Кроме того, на территории Украины с 20-х годов действует Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ), которая, несмотря на многие потрясения, сохранила некоторое влияние в ряде западных областей страны. Раскольничьи группы пребывают в постоянном движении, их члены переходят из одной группы в другую, периодически возникают новые «микрорасколы»…
Все эти разделения не случайно возникали и обострялись в периоды борьбы за независимость страны* Главной их опорой были и остаются политические силы, для которых Поместная Церковь в первую очередь — повод для национальной гордости. Впрочем, и среди сторонников канонической Церкви нередко встречаются люди, для которых их позиция является всего лишь формой борьбы за воссоединение с Россией или спекуляцией на чувствах верующих, от чего весь церковный конфликт со стороны кажется продолжением противостояния «оранжевых» и «антиоранжевых» сил. Но сама Церковь не мыслит политическими категориями, а единство с Московским Патриархатом не тождественно для нее единству с Москвой.
— Единое духовное и культурное пространство вовсе не означает, что существует проблема с суверенитетом, — считает митрополит Кирилл. — Возьмем немецкую культуру. Есть суверенные Германия, Австрия и Швейцария. Но в то же время это единый культурный и цивилизованный мир, и никто не стремится, отталкиваясь от своей независимости, разрушать его. К этому мы и приходим сегодня в отношениях с Украиной.
Вполне возможно, что в будущем Украинская Церковь обретет законную автокефалию. Но очевидно, что случится это не раньше, чем исчезнет угроза политического вмешательства в сферу духовной жизни. Ведь болезненный клубок отношений, сложившихся на Украине, можно будет распутать лишь в обстановке истинно христианской любви, а никак не в условиях административно-государственного давления.
Президент Украины Виктор Ющенко уже не раз заявлял о своей мечте — создании в стране единой независимой православной Церкви. Однако уже то, что политики мечтают «затащить» в нее, помимо раскольников, еще и Украинскую греко-католическую церковь, униатов, много веков назад признавших своим главой Папу Римского, показывает уровень осознания политиками проблемы. Усматривая в разделении всего лишь борьбу конкурирующих партий, не принимая во внимание ни духовную составляющую проблемы, ни мнение десятков тысяч мирян, вряд ли удастся уврачевать многолетний и уж тем более многовековой раскол.
Для многих людей, ищущих в Церкви Бога, а не национально-политическую самоидентичность, ситуация на Украине остается серьезным препятствием на этом пути. И новое разделение лишь создало бы им дополнительные трудности. Слава Богу, этого не случилось.
Архив журнала
№9, 2020№10, 2020№11, 2020№12, 2020№1, 2021№2, 2021№3, 2021№4, 2021№5, 2021№6, 2021ф№8, 2021ф№9, 2021ф№10, 2021№7, 2020№8, 2020№6, 2020№4, 2020№3, 2020№2, 2020№1, 2020№12, 2019№11, 2019№10, 2019№9, 2019№8, 2019№7, 2019№6, 2019№5, 2019№4, 2019№3, 2019№2, 2019№1, 2019№12, 2018№11, 2018№10, 2018№9, 2018№8, 2018№7, 2018№6, 2018№5, 2018№4, 2018№3, 2018№2, 2018№1, 2018№12, 2017№11, 2017№10, 2017№9, 2017№8, 2017№7, 2017№6, 2017№5, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№12, 2016№11, 2016№10, 2016№9, 2016№7, 2016№8, 2016№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№12, 2015№11, 2015№10, 2015№9, 2015№8, 2015№7, 2015№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015спецвыпуск "Герои"№12, 2014№11, 2014№10, 2014№9, 2014№8, 2014№7, 2014№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№12, 2013№11, 2013№10, 2013№9, 2013№8, 2013№7, 2013№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013 №12, 2012№11, 2012№10, 2012№9, 2012№8, 2012№7, 2012№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№12, 2011№11, 2011№10, 2011№9, 2011№8, 2011№7, 2011№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№12, 2010№11, 2010Спецвыпуск "Год учителя" 2010№10, 2010№9, 2010№8, 2010№7, 2010№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№12, 2009№11, 2009№10, 2009№9, 2009№8, 2009№7, 2009№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№12, 2008№11, 2008№10, 2008№9, 2008№8, 2008№7, 2008№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№12, 2007№11, 2007№10, 2007№9, 2007№8, 2007№7, 2007 №5, 2007
Поддержите нас
Журналы клуба