ИНТЕЛРОС > №4, 2017 > Религиозная культура или приглашение в религию — чему учат новые учебники?

Виктор Шнирельман
Религиозная культура или приглашение в религию — чему учат новые учебники?


23 января 2018

Введенные сравнительно недавно школьные курсы по основам религиозной культуры ставят немало вопросов: как и в каком виде можно преподавать курс религии в светской школе? должен ли он быть моноконфессиональным или основываться на сравнительном религиоведении? какова его цель — знакомление с религией или приглашение в религию? надо ли обучать детей традиционной религии их собственного народа или допустим выбор курса по желанию? идет ли речь о краткосрочном обучении или о многолетнем курсе? каким должно быть содержание учебников, о каких ценностях там должна идти речь? наконец, что будет результатом такого образования? В статье анализируются новые учебники по основам православной, мусульманской и иудейской культур. Показано, что вопреки заявленным культурологическим целям многие учебники имеют вероучительский характер. Но при этом, во-первых, учебники издательства «Дрофа» ближе к культурологии, чем учебники издательства «Просвещение» или «Русское слово», а, во-вторых, учебники по «Основам православной культуры» (ОПК) в большей мере имеют миссионерский характер, чем учебники по другим религиозным культурам. Последнее является следствием жесткого контроля над учебниками ОПК со стороны Русской православной церкви, которая сегодня больше нуждается в верующих, чем в храмах, тогда как, например, мусульманам нужны мечети, а не дополнительные верующие.


Вернуться назад