ИНТЕЛРОС > №4, 2019 > Невидимые партнеры и стратегическая информация: ченнелинг как семиотическая идеология

Александр Панченко
Невидимые партнеры и стратегическая информация: ченнелинг как семиотическая идеология


11 декабря 2019

Александр Панченко
Доктор филологических наук,
заведующий Центром теоретико-литературных
и междисциплинарных исследований,
Институт русской литературы (Пушкинский Дом), СПб.

 

Один из важных аспектов религиозных практик и репрезентаций касается способов обращения с информацией. Если мы понимаем религию как форму воображения, наделяющую «нечеловеческих» агентов человеческими свойствами (и наоборот), мы можем ожидать, что особую роль в религиозной культуре будут играть правила коммуникации и взаимодействия с такими агентами. Среди аналитических инструментов, позволяющих нам исследовать упомянутые нормы, ожидания и правила, представляет специальный интерес теория «семиотических идеологий» Вебба Кина. В культуре нью-эйдж практики «информационного обмена» с воображаемыми сверхчеловеческими агентами и трансперсональными силами основаны на особых психофизических техниках, главным образом — так называемом «ченнелинге» или «контакте». Анализ конкретных этнографических примеров, связанных с уфологическим ченнелингом, позволяет заключить, что эта практика формирует новые типы коллективной агентности, которую, судя по всему, можно считать одной из отличительных черт культуры нью-эйдж как таковой.


Вернуться назад