ИНТЕЛРОС > №4, 2019 > О религиозном методе Игнатия Лойолы в «Духовном дневнике»

Николай Мусхелишвили, Андрей Антоненко, Михаил Базлев
О религиозном методе Игнатия Лойолы в «Духовном дневнике»


11 декабря 2019

Николай Мусхелишвили 
профессор,
Учебно-научный центр изучения религии РГГУ (Москва, Россия).
muskh.symbol@mail.ru

 

Андрей Антоненко
 магистр религиоведения,
Учебно-научный центр изучения религии РГГУ (Москва, Россия).
akantonenko1145@gmail.com

 

Михаил Базлев 
магистр религиоведения, аспирант,
Учебно-научный центр изучения религии РГГУ (Москва, Россия).
mike.bazlev@gmail.com

 

 

Цель статьи — в попытке прояснения метода «духовного умопостижения» Игнатия Лойолы. Проведенный анализ показывает, что данный метод обусловлен традицией и основан на том, что акты индивидуального сознания мыслятся как имеющие не его собственное, но «божественное» авторство. Авторами рассматривают «Духовные упражнения» Игнатия, а также тексты Лудольфа Саксонского и Иоанна де Каулибуса. Источником, содержащим описание результатов применения этого метода, является написанный самим Игнатием «Духовный дневник». Авторы анализируют имеющиеся в этом тексте описания видений и дара «говора» (loqüela) с точки зрения причины их возникновения в сознании Игнатия и функциональной значимости как составных элементов метода. Показывается, что происхождение видения и «говора» коренится в религиозном методе мистического созерцания, реализация которого происходит в виде особого рода пассивно-активной автокоммуникации «Я — Другой» на языке внутренней речи, воспринимаемой познающим субъектом как проявление коммуникации с Богом.


Вернуться назад