Журнальный клуб Интелрос » ГОСУДАРСТВО РЕЛИГИЯ ЦЕРКОВЬ » №4, 2019
Николай Мусхелишвили
профессор,
Учебно-научный центр изучения религии РГГУ (Москва, Россия).
muskh.symbol@mail.ru
Андрей Антоненко
магистр религиоведения,
Учебно-научный центр изучения религии РГГУ (Москва, Россия).
akantonenko1145@gmail.com
Михаил Базлев
магистр религиоведения, аспирант,
Учебно-научный центр изучения религии РГГУ (Москва, Россия).
mike.bazlev@gmail.com
Цель статьи — в попытке прояснения метода «духовного умопостижения» Игнатия Лойолы. Проведенный анализ показывает, что данный метод обусловлен традицией и основан на том, что акты индивидуального сознания мыслятся как имеющие не его собственное, но «божественное» авторство. Авторами рассматривают «Духовные упражнения» Игнатия, а также тексты Лудольфа Саксонского и Иоанна де Каулибуса. Источником, содержащим описание результатов применения этого метода, является написанный самим Игнатием «Духовный дневник». Авторы анализируют имеющиеся в этом тексте описания видений и дара «говора» (loqüela) с точки зрения причины их возникновения в сознании Игнатия и функциональной значимости как составных элементов метода. Показывается, что происхождение видения и «говора» коренится в религиозном методе мистического созерцания, реализация которого происходит в виде особого рода пассивно-активной автокоммуникации «Я — Другой» на языке внутренней речи, воспринимаемой познающим субъектом как проявление коммуникации с Богом.