ИНТЕЛРОС > №31, 2011 > О большинстве и меньшинстве

Борис Дубин
О большинстве и меньшинстве


21 июля 2011

Давайте пойдем за языком: если он и не всегда ведет к цели, то, по крайней мере, наводит на мысли.

Первое, что приходит в голову при слове «общество», это «общее», «общение», «обобщение». Между тем, общих идей, представлений, символов у россиян сегодня почти нет: ежевечерний экран телевизора, двуглавая фигура первого лица на нем, если говорить о настоящем, плюс военный триумф в уже далеком для большинства прошлом и по ежегодным праздникам Победы – вот, по сути, и всё. Круги общения сведены сейчас для большинства россиян исключительно к «своим» – ближайшим родственникам у старших, ближайшим друзьям у молодых, всем остальным (оценка трех четвертей взрослого населения России!) доверять нельзя. Страну окружает множество врагов (мнение трех пятых). Приезжих лучше выселять, но в любом случае их приток следует ограничивать (установка 55–60%, относительно терпимы к приезжающим в нашу страну, в наш город процентов 15–20, не больше). Как видим, общность сегодняшних россиян строится по преимуществу на самоизоляции, неприязни, взаимно здесь исключительно недоверие и отторжение. В силах ли возникнуть и чем будет питаться в таких условиях способность к обобщению – социальное воображение, готовность представить, помнить, учитывать точки зрения множества других, чем ты сам? Из каких обобщенных ориентиров, норм, авторитетов – правовых, моральных – может сегодня исходить человек в России? С кем – кроме тех, кто ему впрямую опасен или «полезен», – он станет считаться?

В современных обществах уважительное отношение к закону, праву, морали напрямую связано с их сложностью и динамизмом: не то чтобы люди там от рождения были такие уж кристально честные, порядочные, терпимые и т.п., но без предельно общих, а значит – предельно обобщенных мер индивидам попросту не справиться с повседневным многообразием жизненных ситуаций, динамизмом требований, усложненностью связей. Подчеркну здесь слово «индивидам» – оно означает человека самостоятельного, однако не атомарного, а независимого в своем стремлении к солидарности с другими (самостоятельность, состязательность, солидарность – или, что то же самое, «свобода, равенство, братство» – тут не исключают, но подразумевают друг друга). Отсюда же доверительное в целом отношение в таких обществах к служителям закона, правоохранительным органам, фигурам морального авторитета. В наших же условиях раздробленности и недоверия человек исходит из привычки, но на всякий случай опасается экстраординарного. Большинство на уровне трех пятых – двух третей, а то и трех четвертей как раз и складывается в нынешней России из людей привычки, людей, привыкших привыкать, – тех, для кого ничего не происходит и ничто не меняется. Хуже всего, что они привыкли к произволу, то есть как раз к чрезвычайности, беззаконию, собственному бесправию. Вот как наши соотечественники – из года в год! – оценивают ситуацию с произволом тех самых органов, которые предназначены охранять их права.

Насколько серьезной для современной России, является, на Ваш взгляд, проблема беззакония и произвола правоохранительных органов?


2004 июль

2005 январь

2006 январь

2010 январь

Очень серьезная проблема

40

40

40

34

Довольно серьезная проблема

42

42

42

47

Не слишком серьезная проблема

10

11

10

11

Нет такой проблемы

2

2

2

1

Затруднились ответить

6

6

6

7

N=1600

Насколько Вы лично чувствуете себя защищенным от произвола правоохранительных органов?


2004 июль

2005 январь

2006 январь

2010 январь

Полностью защищен

3

2

2

5

Довольно хорошо защищен

12

12

12

11

Слабо защищен

46

50

52

53

Совершенно не защищен

34

31

29

24

Затруднились ответить

6

6

5

7

N=1600

Каким образом, на Ваш взгляд, изменилась в течение прошедшего года личная безопасность граждан?


2004

2005

2006

2009

2010

Положение изменилось к лучшему

7

5

6

6

6

Положение изменилось к худшему

50

44

33

33

35

Положение не изменилось

37

45

53

48

52

Затрудняюсь ответить

6

5

8

13

7

N=1600

Как будто за последние годы стали поменьше цифры о переменах к худшему, но больше-то стало никак не тех, у кого дела улучшились, а лишь тех, для кого положение не меняется. Что это за положение, стоит оценить всерьез. Каждый пятый россиянин, по его признанию, живет сегодня в ситуации станицы Кущевская – «рядом с бандой или бандами, которые терроризируют окружающее население». На вопрос «От кого зависит ваша безопасность, на чью защиту вы можете рассчитывать в случае необходимости?» свыше двух третей взрослых россиян отвечают: «На семью, родных, близких друзей». Один из трех упоминает при этом государство, президента, один из пяти – соседей и товарищей по работе. Всё, круг замкнулся, и это понятно: он с самого начала был неширок.

Я говорил о большинстве. Его положение очевидно, реакции понятны, но им дело не исчерпывается и никогда не исчерпывалось. Посмотрим на ситуацию под другим углом.

Каким образом граждане России могут сейчас скорее всего добиться решения своих проблем?


2008 январь

2010 декабрь

Обращаясь с просьбами и предложениями в органы исполнительной власти

17

21

Поддерживая на выборах политические силы,

которые готовы взяться за решение их проблем

12

10

Обращаясь в судебные органы

21

41

Обращаясь в средства массовой информации

8

23

Активно участвуя в общественной деятельности (деятельности партий, профсоюзов и иных общественных организаций)

5

5

Участвуя в протестных акциях: митингах, шествиях, забастовках

7

15

Другое

1

9

Никак не могут

21

24

Затруднились ответить

9

10

N=1600

Обращаю внимание на те показатели, которые за последние два года выросли (обращение в суд, в СМИ – они выделены). Среди них – акции протеста. В целом, если суммировать данные разных опросов, на важность подобных актов гражданской солидарности указывают 15–20% взрослого населения, на авторитетность и эффективность судебных инстанций – даже вдвое больше. Конечно, перед нами заявления, отнюдь не действия. Но заметим, что доля так думающих растет. И чаще других так думают вовсе не самые обездоленные, а те, у кого ресурсы и возможности выше среднего: более молодые, образованные, урбанизированные, обеспеченные, знающие языки, повидавшие мир. Их меньшинство. Но от такого квалифицированного меньшинства, его понимания себя и других, его сплоченности, дальновидности и ответственности, его, наконец, действий зависит и будет зависеть многое.


Вернуться назад