ИНТЕЛРОС > 2010 > Китай и атомизм Артём Кобзев
|
Одной из прерогативных инстанций, демонстрирующих фун- даментальное различие между китайской и западной научно-философскими традициями и культурами в целом, является атомистическая теория. Как показал Дж. Нидэм (1900–1905), китайская физика, оставаясь верной философскому прототипу волновой теории, упорно отвергала атомистику. Китайские мыслители, повидимому, самостоятельно не создали никакого варианта атомистической теории. Все субстратные состояния как материальных, так и духовных явлений обычно мыслились непрерывно-однородными («пневма» — ци气, «семя-дух» — цзин精), так как господствовали континуально-волновые представления о веществе. Но в литературе довольно часто встречается идущее от христианских миссионеров, воспитанных на механистическом атомизме XVII–XVIII вв., ошибочное истолкование континуальной полеобразной «пневмы»-ци и ее утонченной (эссенциальной) формы «семени-духа»-цзин (ср. «сперматический логос» стоиков) как атомизированной материи («частицы-ци», «частицы-цзин» Вернуться назад |