Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ЕЖЕГОДНИК » 2010

Артём Кобзев
Китай и атомизм

Одной из прерогативных инстанций, демонстрирующих фун- даментальное различие между китайской и западной научно-философскими традициями и культурами в целом, является атомистическая теория. Как показал Дж. Нидэм (1900–1905), китайская физика, оставаясь верной философскому прототипу волновой теории, упорно отвергала атомистику. Китайские мыслители, повидимому, самостоятельно не создали никакого варианта атомистической теории. Все субстратные состояния как материальных, так и духовных явлений обычно мыслились непрерывно-однородными («пневма» — ци气, «семя-дух» — цзин精), так как господствовали континуально-волновые представления о веществе. Но в литературе довольно часто встречается идущее от христианских миссионеров, воспитанных на механистическом атомизме XVII–XVIII вв., ошибочное истолкование континуальной полеобразной «пневмы»-ци и ее утонченной (эссенциальной) формы «семени-духа»-цзин (ср. «сперматический логос» стоиков) как атомизированной материи («частицы-ци», «частицы-цзин»



Другие статьи автора: Кобзев Артём

Архив журнала
№35, 2021201920182017201620152010200620052004
Поддержите нас
Журналы клуба