ИНТЕЛРОС > №18, 2013 > Некоторые особенности моистской логики

Станислав Рыков
Некоторые особенности моистской логики


09 августа 2015

Мо чжэ 墨者 «моисты» (V–III вв.) – это единственная школа древнекитайской философии, которая одновременно являлась и идейным течением, и институтом наставничества и, кроме того, общественной организацией. Ни одна другая философская «школа» древнего Китая этих трех параметров в себе не совмещала. Кроме того, это самая загадочная школа. Много можно рассуждать по поводу ее не проясненного самоназвания, не проясненного происхождения, не проясненной биографии основателя школы – Мо Ди 墨翟 (490/468–403/376 до н. э.), не проясненной истории, гибели и забвения. Кроме самого Мо-цзы мы даже не знаем имени ни одного крупного моистского философа. Содержание основного и единственного собрания сочинений моистов – Мо-цзы 墨子 «[Трактата] Учителя Мо» либо анонимно (таков, например, стиль Мо цзина 墨經 «Моистского/их канона/ов», т. е. глав 40–45 книги Мо-цзы, в которых выражено учение поздних моистов), либо прямо приписывается Мо-цзы. Ранние моисты первыми в древнем Китае начали философскую полемику и рациональную аргументацию своей точки зрения, потому что они первые поставили себя в оппозицию традиции своего времени (конфуцианской). Если под философией понимать деятельность, связанную с рациональной аргументацией, можно сказать, что ранние моисты фактически положили начало философии в Китае.


Вернуться назад