Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » История философии » №18, 2013

Станислав Рыков
Некоторые особенности моистской логики

Мо чжэ 墨者 «моисты» (V–III вв.) – это единственная школа древнекитайской философии, которая одновременно являлась и идейным течением, и институтом наставничества и, кроме того, общественной организацией. Ни одна другая философская «школа» древнего Китая этих трех параметров в себе не совмещала. Кроме того, это самая загадочная школа. Много можно рассуждать по поводу ее не проясненного самоназвания, не проясненного происхождения, не проясненной биографии основателя школы – Мо Ди 墨翟 (490/468–403/376 до н. э.), не проясненной истории, гибели и забвения. Кроме самого Мо-цзы мы даже не знаем имени ни одного крупного моистского философа. Содержание основного и единственного собрания сочинений моистов – Мо-цзы 墨子 «[Трактата] Учителя Мо» либо анонимно (таков, например, стиль Мо цзина 墨經 «Моистского/их канона/ов», т. е. глав 40–45 книги Мо-цзы, в которых выражено учение поздних моистов), либо прямо приписывается Мо-цзы. Ранние моисты первыми в древнем Китае начали философскую полемику и рациональную аргументацию своей точки зрения, потому что они первые поставили себя в оппозицию традиции своего времени (конфуцианской). Если под философией понимать деятельность, связанную с рациональной аргументацией, можно сказать, что ранние моисты фактически положили начало философии в Китае.



Другие статьи автора: Рыков Станислав

Архив журнала
№1, 2020№2, 2020№2, 2021№1, 2019№2, 2018№1, 2018№2, 2017№1, 2017№2, 2016№1, 2016т. 20, №2, 2015т. 20, №1, 2015№19, 2014№18, 2013№17, 2012№16, 2011№15, 2010№14, 2009№13, 2008№12, 2005№11, 2004№10, 2003№ 9, 2002№8, 2001№7, 2000№6, 2000№5, 2000№4, 1999№3, 1998№2, 1998№1, 1997
Поддержите нас
Журналы клуба