ИНТЕЛРОС > №2, 2020 > Понятие «открытость» в аналитике Dasein Мартина Хайдеггера: проблема определения

Наталья Ищенко
Понятие «открытость» в аналитике Dasein Мартина Хайдеггера: проблема определения


01 февраля 2021

Ищенко Наталья Ильинична
кандидат философских наук,
доцент Школы философии факультета гуманитарных наук.
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики».
Российская Федерация, 105066, г. Москва,
ул. Старая Басманная, д. 21, стр. 4
e-mail: natalie.ishchenko@ gmail.com

Знакомство с основными трудами Мартина Хайдеггера, такими, например, как «Бытие и Время», едва ли возможно без понимания исходных, нацеленных на критику европейской традиции исследовательских установок их автора, – а именно без осознания коренной взаи­мосвязи экзистенциального анализа Хайдеггера и деструкции традиционного метафизиче­ского знания. Данная взаимосвязь, будучи следствием принципиальной взаимозависимости онтического и онтологического уровней философского исследования Хайдеггера, находит свое выражение в трудноопределимом в рамках классических философских дефиниций хайдеггеровском термине “Dasein” (вот-бытие), содержательной характеристикой которого и выступает понятие «открытость». В настоящей статье проблема определения данного по­нятия рассматривается в двух аспектах: как с точки зрения нового понимания Хайдеггером традиционных проблем метафизики – т.е. на основе хайдеггеровского принципа «онтологи­ческой дифференции» (различения бытия и сущего, или вопроса о «смысле бытия»), так и с точки зрения нового обоснования этих проблем, а именно в аспекте обращения Хайдег­гера к феномену открытости Dasein как исходному, или первичному, – не тождественному трансцендентальной субъективности идеалистического образца и обусловливающему сам принцип онтологической дифференции. Так, понятие «открытость» тематизируется в статье в контексте дискуссионного интерпретативного тезиса о со-тематическом присутствии в ра­боте «Бытие и Время» проблемы бытия как такового – а не только вот-бытия (Dasein), – с целью показать, что уже в аналитике Dasein феномен открытости трактуется Хайдеггером в качестве фундаментального первофеномена, исходя из которого постановка главной для немецкого мыслителя проблемы бытия как такового становится впервые возможной. Для этого онтологически рассматривается экзистенциал «понимание» – как равноисходный с фе­номеном открытости, а также на основании хайдеггеровской аналитики данного феномена (преимущественно в свете проблем интенциональности и истины) определяется и искомый смысл бытийной конституции Dasein – как открытость, или способ данности, самого бытия, истолкованный в аспекте трансцендирующей самости. Таким образом, в исследовании пока­зывается, что посредством понятия «открытость» Хайдеггер в работе «Бытие и Время» не толь­ко осуществляет экзистенциально-онтологический анализ Dasein, но и отвечает на основной фундаментально-онтологический вопрос о бытии.


Вернуться назад