Журнальный клуб Интелрос » История философии » №2, 2020
Ищенко Наталья Ильинична
кандидат философских наук,
доцент Школы философии факультета гуманитарных наук.
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики».
Российская Федерация, 105066, г. Москва,
ул. Старая Басманная, д. 21, стр. 4
e-mail: natalie.ishchenko@ gmail.com
Знакомство с основными трудами Мартина Хайдеггера, такими, например, как «Бытие и Время», едва ли возможно без понимания исходных, нацеленных на критику европейской традиции исследовательских установок их автора, – а именно без осознания коренной взаимосвязи экзистенциального анализа Хайдеггера и деструкции традиционного метафизического знания. Данная взаимосвязь, будучи следствием принципиальной взаимозависимости онтического и онтологического уровней философского исследования Хайдеггера, находит свое выражение в трудноопределимом в рамках классических философских дефиниций хайдеггеровском термине “Dasein” (вот-бытие), содержательной характеристикой которого и выступает понятие «открытость». В настоящей статье проблема определения данного понятия рассматривается в двух аспектах: как с точки зрения нового понимания Хайдеггером традиционных проблем метафизики – т.е. на основе хайдеггеровского принципа «онтологической дифференции» (различения бытия и сущего, или вопроса о «смысле бытия»), так и с точки зрения нового обоснования этих проблем, а именно в аспекте обращения Хайдеггера к феномену открытости Dasein как исходному, или первичному, – не тождественному трансцендентальной субъективности идеалистического образца и обусловливающему сам принцип онтологической дифференции. Так, понятие «открытость» тематизируется в статье в контексте дискуссионного интерпретативного тезиса о со-тематическом присутствии в работе «Бытие и Время» проблемы бытия как такового – а не только вот-бытия (Dasein), – с целью показать, что уже в аналитике Dasein феномен открытости трактуется Хайдеггером в качестве фундаментального первофеномена, исходя из которого постановка главной для немецкого мыслителя проблемы бытия как такового становится впервые возможной. Для этого онтологически рассматривается экзистенциал «понимание» – как равноисходный с феноменом открытости, а также на основании хайдеггеровской аналитики данного феномена (преимущественно в свете проблем интенциональности и истины) определяется и искомый смысл бытийной конституции Dasein – как открытость, или способ данности, самого бытия, истолкованный в аспекте трансцендирующей самости. Таким образом, в исследовании показывается, что посредством понятия «открытость» Хайдеггер в работе «Бытие и Время» не только осуществляет экзистенциально-онтологический анализ Dasein, но и отвечает на основной фундаментально-онтологический вопрос о бытии.