ИНТЕЛРОС > Т.2, №2, 2013 > Ландшафт как источник метафорической проекции

Ольга Лавренова
Ландшафт как источник метафорической проекции


19 декабря 2013

Ольга Александровна Лавренова
доктор философских наук, кандидат географических наук
ведущий научный сотрудник Центра гуманитарных исследований пространства
Российского НИИ культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва
olgalavr@mail.ru

 

В статье анализируется метафорическая природа взаимоотношений культуры и пространства. В когнитивной теории метафоры ландшафт может рассматриваться как источник метафорической проекции. В большинстве случаев собственно ориентационные метафоры делают абстрактное понятие пространственным, поскольку строятся по аналогии с восприятием пространства. Географическое пространство выступает в роли метафоры – как категория структурирования мысли.



Метафоры в современной когнитивистике – это один из инструментов понимания мира. Они «наглядно выражают для всех носителей данной культуры основные ценностные установки и ориентации общества» [Гусев 2002: 219]. Метафоры можно рассматривать «как средства представления символов в культурном сознании» [Порус б.г.].

Семантика метафорического образа укоренена в его генезисе, уходящем в глубины архетипальных и ценностных слоёв культуры. А. Ричардс в работе «Философия риторики» (1936), опираясь на традицию, идущую от Вико и Гердера, на представления Шелли и Кольриджа о метафорической основе языка [Гогоненкова 2004], о его погруженности в культуру, определяют метафору как некий первопринцип языка, его концептуальную первооснову: «Метафорические процессы в языке, взаимообмен между значениями слов, который мы наблюдаем, изучая эксплицитные метафоры, накладываются на воспринимаемый нами мир, сам по себе также являющийся продуктом более ранней или непредумышленной метафоры» [Ричардс 1990: 56]. Дж. Лакофф и М. Джонсон развили эту мысль, утверждая, что метафора не ограничивается лишь сферой языка – процессы мышления и понятийная система в целом в значительной степени метафоричны, и метафорическая структура основных понятий во многом определяет наиболее фундаментальные культурные ценности [Лакофф, Джонсон 1990: 404]. С середины 1980-х годов метафора рассматривается не столько как сравнение, сколько как основная ментальная операция, как способ познания, структурирования и объяснения мира [Чудинов 2001], а также как способ его категоризации и концептуализации. Изучение этой ментальной операции выводит исследователей на базисные структуры мышления, на процессы формирования «не только национально-специфического видения мира, но и его универсального образа» [Арутюнова 1990: 6]. В нём, безусловно, есть место и пространственным представлениям. Познание через метафору неизбежно включает в себя образ, чувство и эмоцию – возможно, как реакцию на этот образ.


Вернуться назад