Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » КУЛЬТУРНАЯ И ГУМАНИТАРНАЯ ГЕОГРАФИЯ » Т.2, №2, 2013

Ольга Лавренова
Ландшафт как источник метафорической проекции

Ольга Александровна Лавренова
доктор философских наук, кандидат географических наук
ведущий научный сотрудник Центра гуманитарных исследований пространства
Российского НИИ культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва
olgalavr@mail.ru

 

В статье анализируется метафорическая природа взаимоотношений культуры и пространства. В когнитивной теории метафоры ландшафт может рассматриваться как источник метафорической проекции. В большинстве случаев собственно ориентационные метафоры делают абстрактное понятие пространственным, поскольку строятся по аналогии с восприятием пространства. Географическое пространство выступает в роли метафоры – как категория структурирования мысли.



Метафоры в современной когнитивистике – это один из инструментов понимания мира. Они «наглядно выражают для всех носителей данной культуры основные ценностные установки и ориентации общества» [Гусев 2002: 219]. Метафоры можно рассматривать «как средства представления символов в культурном сознании» [Порус б.г.].

Семантика метафорического образа укоренена в его генезисе, уходящем в глубины архетипальных и ценностных слоёв культуры. А. Ричардс в работе «Философия риторики» (1936), опираясь на традицию, идущую от Вико и Гердера, на представления Шелли и Кольриджа о метафорической основе языка [Гогоненкова 2004], о его погруженности в культуру, определяют метафору как некий первопринцип языка, его концептуальную первооснову: «Метафорические процессы в языке, взаимообмен между значениями слов, который мы наблюдаем, изучая эксплицитные метафоры, накладываются на воспринимаемый нами мир, сам по себе также являющийся продуктом более ранней или непредумышленной метафоры» [Ричардс 1990: 56]. Дж. Лакофф и М. Джонсон развили эту мысль, утверждая, что метафора не ограничивается лишь сферой языка – процессы мышления и понятийная система в целом в значительной степени метафоричны, и метафорическая структура основных понятий во многом определяет наиболее фундаментальные культурные ценности [Лакофф, Джонсон 1990: 404]. С середины 1980-х годов метафора рассматривается не столько как сравнение, сколько как основная ментальная операция, как способ познания, структурирования и объяснения мира [Чудинов 2001], а также как способ его категоризации и концептуализации. Изучение этой ментальной операции выводит исследователей на базисные структуры мышления, на процессы формирования «не только национально-специфического видения мира, но и его универсального образа» [Арутюнова 1990: 6]. В нём, безусловно, есть место и пространственным представлениям. Познание через метафору неизбежно включает в себя образ, чувство и эмоцию – возможно, как реакцию на этот образ.



Другие статьи автора: Лавренова Ольга

Архив журнала
Т.2, №2, 2013Т.2, №1, 2013Т.1, №1, 2012Т.1, №2, 2012
Поддержите нас
Журналы клуба