ИНТЕЛРОС > №3, 2017 > Школа в заложниках

Катерина Маркелова и Диего Ибарра Санчес/MeMo
Школа в заложниках


09 ноября 2017

 

cou_03_17_zoom_01.jpg

Портрет сирийского мальчика-беженца, Ливан, июль 2017 год. Около 3 миллионов сирийских детей никогда не жили в мирной обстановке и страдают от психологических травм.

Фотографии: Диего Ибарра Санчес/MeMo

Текст: Катерина Маркелова

«Время, как бомба замедленного действия, недвижимой пеленой нависло над лагерями беженцев. Одна за другой, страницы школьного календаря срываются и безвозвратно исчезают в прошлом». Для испанского фотографа Диего Ибарры Санчеса в этой метафоре воплощена идея, которая преследует его уже долгое время: война беспощадно уничтожаeт будущее целого поколения.

Сегодня только половина детей и четверть подростков-беженцев ходят в школу. Согласно данным ЮНЕСКО более 28 миллионов детей, проживающих в кризисных регионах, не охвачены школьным образованием.

Зачастую последствия, которые военные действия оказывают на систему образования, остаются за пределами внимания военных журналистов. Учителя убиты, школы разрушены или превращены в военные базы, в то время как миллионы детей лишены доступа к образованию и переживают тяжелые психологические травмы... Перешагнув за рамки жестоких сцен военных операций, именно это разрушенное будущее «потерянного поколения» и стремится отразить в своих работах Ибарра Санчес. 

Сын учительницы, он всегда был заинтересован проблемами образования. В 2009 году, в возрасте 27 лет, он уехал в Пакистан, где талибы развернули широкомасштабную кампанию по уничтожению образовательной системы. Здесь он впервые начал работу над проектом «Школа в заложниках», которому посвящен этот раздел «Курьерa ЮНЕСКО».

В 2014 году Ибарра Санчес переехал в Ливан, где проживает и сегодня сo своей женой и двухлетним сыном. Здесь он продолжил работать над темой школньного образования в условиях военного конфликта и посетил Сирию, Ирак и Колумбию.

«К сожалению, мой проект не закончен, потому что сегодня это все еще печальная действительность, - отмечает фотограф. - Ежедневно мы просматриваем тысячи визуальных образов, не успевая их пересомыслить. Мы легко перемещаемся из одной реальности в другую; становимся в каком-то смысле туристами - равнодушными свидетелями человеческих страданий». С помощью фотографий Ибарра Санчес пытается привлечь наше внимание, подтолкнуть вечно спешащих «туристов» к более глубокому размышлению и обезвредить «бомбу замедленного действия», которая ставит под угрозу будущее школьников по всему миру.

 


 

Шрамы войны. Вид на классную комнату через дыру в стене. Эль-Хасака, Сирия, 13 апреля 2016 год.
 

 
Представление ассоциации «Клоуны без границ» для детей беженцев в одной из ливанских школ, декабрь 2014 год. Половина беженцев во всем мире – это дети. Большинство из них проживает в развивающихся странах, где даже местное население не имеет доступа к нормальному образованию.
 

 
Сирийская девочка играет в импровизированном убежище в неофициальном лагере для беженцев на окраине города Захла, Ливан, 16 декабря 2016 год. Процент перемещенного населения в наши дни достиг беспрецедентного уровня. 65,3 миллиона человек были насильно переселены в 2015 году. 53% беженцев составляют выходцы из Сирии, Сомали и Афганистана.

 


 

Несколько сотен учебников были сожжены боевиками ИГИЛ в школе г. Эш-Шаддад, Сирия. Школы и больницы входят в число самых опасных мест в стране, несмотря на то, что их защита предусмотрена Конвенцией 1907 года о законах и обычаях сухопутной войны.
 

 
Сирийский мальчик ждет окончания дождя в бывшем торговом центре неподалеку от Триполи, Ливан, который в настоящее время служит убежищем для 300 семей беженцев (2016 г.). Сегодня информации о перемещенных населения хочень мало. Bсе данные касаются главным образом тех, кто находится в лагерях, при том, что более половины беженцев проживают в городах.

Вернуться назад