Журнальный клуб Интелрос » Курьер ЮНЕСКО » №3, 2017
Фотографии: Диего Ибарра Санчес/MeMo
Текст: Катерина Маркелова
«Время, как бомба замедленного действия, недвижимой пеленой нависло над лагерями беженцев. Одна за другой, страницы школьного календаря срываются и безвозвратно исчезают в прошлом». Для испанского фотографа Диего Ибарры Санчеса в этой метафоре воплощена идея, которая преследует его уже долгое время: война беспощадно уничтожаeт будущее целого поколения.
Сегодня только половина детей и четверть подростков-беженцев ходят в школу. Согласно данным ЮНЕСКО более 28 миллионов детей, проживающих в кризисных регионах, не охвачены школьным образованием.
Зачастую последствия, которые военные действия оказывают на систему образования, остаются за пределами внимания военных журналистов. Учителя убиты, школы разрушены или превращены в военные базы, в то время как миллионы детей лишены доступа к образованию и переживают тяжелые психологические травмы... Перешагнув за рамки жестоких сцен военных операций, именно это разрушенное будущее «потерянного поколения» и стремится отразить в своих работах Ибарра Санчес.
Сын учительницы, он всегда был заинтересован проблемами образования. В 2009 году, в возрасте 27 лет, он уехал в Пакистан, где талибы развернули широкомасштабную кампанию по уничтожению образовательной системы. Здесь он впервые начал работу над проектом «Школа в заложниках», которому посвящен этот раздел «Курьерa ЮНЕСКО».
В 2014 году Ибарра Санчес переехал в Ливан, где проживает и сегодня сo своей женой и двухлетним сыном. Здесь он продолжил работать над темой школньного образования в условиях военного конфликта и посетил Сирию, Ирак и Колумбию.
«К сожалению, мой проект не закончен, потому что сегодня это все еще печальная действительность, - отмечает фотограф. - Ежедневно мы просматриваем тысячи визуальных образов, не успевая их пересомыслить. Мы легко перемещаемся из одной реальности в другую; становимся в каком-то смысле туристами - равнодушными свидетелями человеческих страданий». С помощью фотографий Ибарра Санчес пытается привлечь наше внимание, подтолкнуть вечно спешащих «туристов» к более глубокому размышлению и обезвредить «бомбу замедленного действия», которая ставит под угрозу будущее школьников по всему миру.