ИНТЕЛРОС > №6, 2020 > Институциональный подход к античным философским текстам (на примере диалога «Ион»)

Юрий Шичалин
Институциональный подход к античным философским текстам (на примере диалога «Ион»)


18 февраля 2021

Юрий Шичалин
Директор, Греко-латинский кабинет; профессор,
кафедра древних языков и древнехристианской письменности,
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ).
Адрес: 127051, Москва, пер. Лихов, 6
E-mail: graecolatinum@gmail.com

Институциональный подход рассматривается в качестве важного дополнения к традиционным историко-филологическим и историко-философским методам анализа философских текстов, требующего от исследователя отрефлексированной методики и понимания того, какие утверждения она позволяет делать. По отношению к исследуемому материалу (философскому тексту) институциональный подход предполагает учет самооценки автора и того, как она сказалась на создании текста, а также установления жанровой природы последнего, на которую ориентировался автор, писавший для определенного читателя. Все эти требования приводят к необходимости описать институцию, позволяющую объективировать исследовательскую и авторскую установки.В качестве объекта приложения институционального подхода к философским текстам использован диалог платоновского корпуса «Ион», который считают одним из самых ранних диалогов Платона. В статьепоказана проблематичность подобной датировки, поскольку для раннего творчества Платона характерно использование речей, которые могли включаться в пересказанные диалоги. Но «Ион» - диалог в прямой драматической форме, свойственной поздним диалогам, которые отражают развитую технику школьных споров и диспутаций, проводимых на основе определенных правил и сводок заранее подобранного материала (о чем свидетельствуют сочинения Аристотеля«Топика» и «Софистические опровержения»). Помимо этого, «Ион» откликается на диалоги Платона«Государство» (как Гомер в «Государстве» не сведущ ни в одном искусстве или ремесле, так и в «Ионе» рапсод, толкующий Гомера, не сведущ ни в одном искусстве, представители которого изображены Гомером) и «Федр» (где подробно изложена концепция божественного безумия), что подчеркивает его поздний характер и не позволяет считать его платоновским.


Вернуться назад