ИНТЕЛРОС > №6, 2019 > Франция: попытки интеркультурализма Ольга Ходинова
|
Вместо эпиграфа хочется поделиться историей, рассказанной мне одним из сотрудников Посольства России в Марокко. Случай пообщаться представился в Рабате во время январской поездки министра иностранных дел России С.В.Лаврова по странам Северной Африки. По словам моего собеседника, он из любопытства беседовал с беженцами, которые направлялись в европейские страны, чтобы понять их мотивацию и ожидания. Так вот, один из них, 27-летний литературовед (!) из Камеруна, поделился: семья его живет небогато, у него четверо братьев и небольшой дом с участком. На вопрос, зачем ему нужно в Европу, ответил, что «хочет кушать», а на вопрос, знает ли он, как сажать картофель, ответил отрицательно. Зато молодой специалист был свято уверен, что во Франции его обеспечат жильем, он будет сыт, сможет реализоваться и что его ждут на работу с распростертыми объятиями чуть ли не в Сорбонне. По последним данным Евростата, в 2017 году Франция приняла 370 тыс. мигрантов [15] (для страны это рекорд) и примерно половина из них рождены не на европейской территории. Свежих цифр за 2018 год можно ожидать летом этого года. Основной поставщик иммигрантов в страну - Африка: около 30% приехали из Магриба, а чуть более 14% - из других африканских стран [30]. Для государства со 100-летней историей иммиграции и, как минимум, 200-летней историей колоний в Северной Африке это вполне логичная и нормальная ситуация. Задача управления социально-культурным разнообразием стоит перед властями Франции уже несколько десятилетий и остается в повестке сегодня. «Добро пожаловать отсюда» Во Франции за прием иностранцев отвечает Бюро по иммиграции и интеграции (OFII). Решение о предоставлении статуса беженца принимается Управлением по защите беженцев и апатридов (OFPRA). Процедура очень долгая, запутанная и предполагает несколько этапов. Показательно, что в октябре 2018 года ведомство опубликовало обновленную инструкцию на 60 (!) страницах [19]. Схематично процедура изображена на Рис. 1. Рис. 1 Алгоритм процедуры в OFPRA Источник: https://www.ofpra.gouv.fr/sites/default/files/atoms/files/190107_-_deroulement_de_la_procedure_a_lofpra_-_schema.pdf (accessed: 16.03.2019). Вся процедура в так называемом «нормальном порядке» занимает около восьми месяцев. Новый закон «О контролируемой иммиграции, эффективном праве на убежище и успешной интеграции» от 10 сентября 2018 года [24] ужесточает процедуры и сокращает сроки: для подачи заявления о предоставлении убежища у иностранцев теперь есть только 90 дней с момента прибытия вместо 120; повторно подать заявление можно лишь в случае изменения жизненных обстоятельств; в течение периода обжалования для тех лиц, которым было предписано покинуть страну, не исключен домашний арест; максимальная продолжительность содержания под стражей увеличивается вдвое - с 45 до 90 дней. Административный арест для проверки права на проживание во Франции также увеличивается с 16 до 24 часов. Несанкционированное пересечение внешних границ наказывается лишением свободы на один год и штрафом в размере 3750 евро. Наконец, законом предусмотрена облегченная и ускоренная процедура депортации беженцев, если будет доказано, что на самом деле они - экономические мигранты. В то же время закон поддерживает уже сложившуюся за несколько лет тенденцию на выборочную иммиграцию в части привлечения профессионалов. С 2016 года срок действия «паспорта талантливого специалиста» продлен до четырех лет, в новой редакции закона отдельно прописано право на такой паспорт для сотрудников инновационных компаний. Очевидны главные цели нового закона: усиление борьбы с нелегальной иммиграцией; стимулирование притока высококлассных специалистов; ускорение процедуры выдворения из страны. Президент Э.Макрон, который во время предвыборной кампании обеспечил себе поддержку 90% экспатов, заявляя, что «миграция - шанс для Франции» [28], теперь говорит, что «страна не может принять всех бедных» [5]. Показателен случай, спровоцировавший осенью 2018 года крупный дипломатический скандал между Францией и Италией: жители приграничного итальянского района сняли на видео, как французские жандармы прямо в лесу высаживают из своего фургона, очевидно, нелегальных мигрантов и уезжают, бросая тех на произвол судьбы [8]. Таким образом французские власти стараются максимально ограничить прием нежданных гостей, даже невзирая на риск поссориться с соседями по ЕС. В 2017 году во французском МВД зарегистрировали исторический максимум прошений об убежище - свыше 100 тыс. заявок, это на 17% больше, чем в 2016 году. Вот только статистика одобрений куда менее впечатляющая: искомый статус получила едва лишь треть просителей - 32 тыс. беженцев. Еще около 15 тыс. человек покинули Францию в принудительном порядке (что на 14,6% больше, чем в 2016 г.), 12 тысяч сделали это добровольно [6]. Комментируя усиленные темпы выдворения нелегалов из страны, еще в начале 2018 года тогдашний глава МВД Франции Ж.Коллон разводил руками: «Да, мы обязаны это делать, потому что в какой-то момент мы не сможем обеспечить будущее всем подряд» [4]. Слова Ж.Коллона подтверждает неутешительная статистика жизни в так называемых banlieue - бедных пригородах. Ее мы рассмотрим чуть ниже. Интеграция мигрантов как необходимость для Евросоюза, интеркультурализм как возможность С середины 2000-х годов над Европейским союзом будто светится неоновая вывеска «Интеграция». Десять с лишним лет ЕС дорабатывает, «докручивает» концепцию приема мигрантов из третьих стран, хотя ее базовые принципы были сформулированы еще в 2004 году в Гаагской программе [31]: - интеграция - это двусторонний процесс, в который вовлечены и житель неевропейского происхождения, и принимающее общество (курсив мой. - О.Х.); - интеграция включает в себя борьбу против дискриминации, но является более всеобъемлющим явлением; - интеграция подразумевает уважение к основным ценностям Европейского союза и основным правам человека; - интеграция требует базовых навыков для участия в жизни общества; - интеграция зависит от частого взаимодействия и межкультурного диалога (курсив мой. - О.Х.) между всеми членами общества в рамках общих форумов и мероприятий с целью улучшения взаимопонимания; - интеграция распространяется на различные области, включая трудовую деятельность и образование. Во Франции, как и во многих странах - членах ЕС [1], приоритет в интеграционных программах отдается знанию языка и финансовой независимости приезжих из третьих стран. Каждый, кто хочет жить во Франции сегодня, должен подписать «Договор о республиканской интеграции» [7], по которому обязуется уважать основные принципы Республики (свободу, равенство, братство и светскость), а также участвовать в процессе «персонализированной интеграции во французское общество» (изучить язык, историю, культуру). Но поскольку в стратегических документах говорилось об интеграции как о дороге с двусторонним движением, было необходимо менять и логику бытия принимающих обществ. В 2008 году Совет Европы выпустил Белую книгу по межкультурному диалогу «Жить вместе в равном достоинстве», спровоцировав мощную дискуссию в научных, экспертных и политических кругах. Она провозгласила переход к новой, «межкультурной парадигме», предложила обеспечивать мирное сосуществование различных культур с опорой на либеральные концепции «культурного разнообразия» и универсальные ценности: права человека, демократию, верховенство закона и признание того, что все люди имеют равное достоинство и право на равное уважение [26]. Межкультурный подход предполагает, что для эффективного участия в диалоге с представителями иной культуры европейцы должны обладать соответствующими компетенциями: в частности, «непредубежденностью, эмпатией, когнитивной гибкостью, способностью адаптировать свое поведение к новым культурным контекстам, а также определенными лингвистическими навыками» [21: с. 26]. В Белой книге прямо утверждается, что межкультурная компетентность не приобретается автоматически: ее нужно изучать, практиковать и поддерживать в течение всей жизни. Важную роль в подобном образовании и воспитании европейцев играют, конечно, институты гражданского общества, религиозные общины и СМИ. Очень показательно в этой связи освещение во французской прессе теракта в редакции «Charlie Hebdo» - крайне острого социально-политического момента, который предоставлял простор для спекуляций о религии и национальности: никто из журналистов не эксплуатировал алжирское происхождение братьев Куаши, организовавших атаку. Во Франции для этого даже есть спецтермин - «l’amalgame», русский аналог - «ненавешивание ярлыков»: необходимость уйти от смешения вопросов происхождения, веры и соображений политической конъюнктуры. Как отметили иностранные журналисты, «общее понимание было таково, что это смешение неприемлемо по двум причинам: оно взрывоопасно и абсолютно чуждо республиканским ценностям французского универсализма» [17]. В 2009 году ЮНЕСКО выпустила доклад «Инвестирование в культурное разнообразие и диалог между культурами», в котором межкультурный диалог (интеркультурализм) был назван концепцией будущего [3]. В 2016 году Еврокомиссия представила «План действий по интеграции граждан третьих стран» [12]. В нем процесс интеграции по-прежнему подается как двусторонний, в котором принимают участие не только иностранцы, но и общества-реципиенты, а доступ к рынку труда, образованию, различным услугам предоставляется в обмен на уважение ценностей принимающей страны. Однако в данном документе акцент делается уже не на культурном, а на социально-экономическом аспекте интеграции. Она рассматривается как залог сплоченности общества и экономической эффективности, а также в качестве средства максимизации отдачи от иммиграции. Разработан комплекс мер для улучшения процесса интеграции, как раз в русле интеркультурализма: - интеграционные меры до прибытия не-европейцев на территорию ЕС (развитие телефонных служб, интернет-сервисов информирования); - содействие в доступе к образовательным учреждениям всех уровней, языковые курсы; - повышение занятости: признание дипломов и квалификаций, активное привлечение навыков, в том числе беженцев, поддержка предпринимательства среди иммигрантов, микрокредитование; - обеспечение новоприбывших жильем и доступом в систему здравоохранения, обучение медперсонала для работы с иностранцами; - поощрение проектов по социальной включенности (спортивных и иных секций с участием иммигрантов, беженцев, местного населения); - обмен лучшими практиками между странами - членами объединения. Документ носит программный и рекомендательный характер, поскольку интеграция граждан третьих стран в ЕС относится к компетенции национальных государств [2]. Главное отличие интеркультурализма от концепций-предшественниц как раз в том, что он предлагает работать на местном, муниципальном уровне и фокус интеграционных усилий должен быть направлен уже не на группу (как предполагала парадигма мультикультурализма), а на личность каждого отдельного иностранца, «Другого». Сегодня межкультурный диалог назван стратегическим направлением культурной политики ЕС [20]. В поддержку межкультурного разнообразия Евросоюз серьезно инвестирует: за 2017-2018 годы было профинансировано 12 проектов по интеграции беженцев в рамках программы Creative Europe1, общий бюджет которой составляет почти 1,5 млрд. евро. Она рассчитана на семь лет (2014-2020 гг.) и включает в себя проекты в сфере образования (Erasmus+) и здравоохранения, создание высокотехнологичных рабочих мест, улучшение доступа к рынкам малого бизнеса и др. То есть нацелена на повышение качества жизни в целом, улучшение общественной среды. На специально созданном «Европейском веб-сайте по интеграции» публикуются последние новости о реализации по всему пространству ЕС межкультурных проектов [14]. Между тем иммигранты и беженцы, легально находящиеся в ЕС, по-прежнему остаются социально незащищенной категорией. Интеркультурализм по-французски: современная городская политика Во Франции трудности мигрантов с точки зрения социальной и экономической интеграции часто усугубляются административными и правовыми препятствиями, а также сложностью системы соцзащиты, что на практике ощущают не только люди со статусом иностранцев, но и сами соцработники, которые призваны им помогать. Во многих случаях приезжим приходится использовать правовую экспертизу или прибегать к суду для защиты своих прав. Простое продление вида на жительство, предоставление дополнительной государственной медицинской помощи требуют поддержки или даже использования правового инструмента в условиях ограничительной административной практики. В более широком смысле доступ к организациям общего права, жилью и занятости является для многих мигрантов и их потомков настоящей «полосой препятствий» [18: с. 133]. Вот что рассказывает психиатр из Алжира, 53-летний Тайеб Ферраджи: «Я 24 года живу во Франции, и я установил себе правило, что, когда мне звонят с родины и спрашивают, ехать или нет во Францию, я отвечаю: «У кого-то это срабатывает, у кого-то нет, что касается лично вас - вам решать». Когда мои знакомые просят меня о помощи, потому что в Алжире нет инфраструктуры для детей с аутизмом, я говорю: «Медицинская инфраструктура важна, но вы должны понимать, что во Франции человек предоставлен сам себе: в префектуру вы едете сами, работу вы ищете сами, никто за вас это не сделает». Но этот факт ежедневной социальной изоляции (курсив мой. - О.Х.) игнорируется, когда потенциальные эмигранты принимают решение. Зато все спрашивают меня об отказе от ислама. Да, Франция даже после атак 2015 года не сравнится с Алжиром темных лет» [22]. А вот исповедь 38-летней Эсси из Того, которая работает консьержкой и уборщицей: «Когда мой отец отправил меня во Францию, мне было 14 лет. Теоретически я должна была пойти в школу, но африканская семья, в которую меня отправили, сделала из меня служанку, сдавая «в аренду» соседям. Это рабство длилось четыре года. Сейчас я работаю, отправляю домой, в Ломе, деньги. Живу в комнате 8 м2 с туалетом на этаже, за 500 евро в месяц, но дома мои проблемы никого не интересуют, они говорят мне, что во Франции никто не умирает от голода, и это правда. Когда я была ребенком, нашей единственной едой было тесто из кукурузной муки с различными соусами. Сегодня мне 38, и я живу в Париже уже 25 лет в своем доме. Когда я разговариваю с моим отцом, двумя сестрами и двоюродными братьями, я понимаю, что у них в голове образ тоголезцев, которые возвращаются из Франции как лорды, и это обаяние мечты. И если я говорю о своей депрессии, недостатке тепла или плохом жилье, мне говорят о серповидноклеточной анемии - генетическом заболевании, которым страдает африканское население и от которого в этом году умер мой двоюродный брат. Ему было 12 лет» [22]. Но не только иностранцы и их семьи живут в условиях социальной нестабильности. Наиболее вопиющие проблемы во многих французских районах - безработица, антисанитарное жилье, перенаселенность, отсутствие возможностей для профессионального роста и т. д. - общие для людей скромного социального происхождения. Это подтверждается многими исследованиями. Так, в 2014 году, еще при Ф.Олланде, во Франции были определены 1540 приоритетных городских районов (les quartiers prioritaires de la ville, QPV) - зон особой чувствительности с совокупным населением 5,5 млн. человек [27]. Это преимущественно потомки иммигрантов во втором, третьем и уже четвертом поколениях, являющиеся французскими гражданами. Тогда же, в 2014 году, вышел «закон Лами» о городском планировании и сплоченности городов, который заложил основы «Новой национальной программы обновления городов 2014-2024» (NPNRU) [25], сейчас она продлена до 2030 года. Программа затрагивает 2 млн. человек в наиболее бедных регионах страны, обозначены 200 «кварталов национального интереса», 58 из них сосредоточены в столичном регионе Иль-де-Франс. На десять лет выделено 5 млрд. евро из бюджета, планировалось привлечь еще 20 млрд. местных инвестиций. Цель - «новый город» с безопасной средой, развитой инфраструктурой, благоприятным социальным климатом. В проекте - создание 300 тыс. рабочих мест. Основные принципы: вовлеченность жителей; комплексный подход к устройству агломерации; развитие частной предпринимательской активности с привлечением инвесторов; устойчивое развитие с обеспечением надлежащего качества окружающей среды. В 2016 году Национальная обсерватория городской политики подсчитала, что 42,6% населения таких кварталов целевого внимания живут в бедности, а уровень безработицы составляет 25,3% (почти втрое выше, чем в среднем по стране) [27]. Следующий «подход» к теме муниципального управления культурным разнообразием сделал Э.Макрон. По его поручению бывший министр городской политики Ж.-Л.Борло подготовил доклад «Жить вместе, жить по-настоящему - для национального примирения». В нем содержалась весьма удручающая статистика: - в QPV в среднем проживает больше молодежи, чем в благополучных районах, при этом в два раза меньше детей ходят в школу, в три раза меньше - в подготовительные классы; - население QPV более разнообразного культурно-национального происхождения; - для жителей доступно меньше социальных услуг и услуг в сфере здравоохранения, меньше культурно-досуговых и спортивных центров, центров занятости; хуже развита сеть общественного транспорта; - больше 60% домов - социальное жилье 1970-х годов постройки; - в среднем в два раза больше людей чувствуют себя «неуверенно», в три раза больше людей подвергаются дискриминации [32]. В докладе Борло также содержались и предложения, как ситуацию менять: призыв к мобилизации городского населения и 19 тематических программ, включающих заботу о раннем детстве, школе, армии, защиту здоровья, борьбу с дискриминацией. Отдельный акцент был сделан на проповедуемое Советом Европы культурное образование, грамотное восприятие и взаимодействие с культурой «Другого»: «Знакомство с «Другим» - это основа действительно инклюзивного и сплоченного общества, его цемент. <…> Необычность, разнообразие - это шанс для нашей страны и ее богатство. Не может быть образования и ставок на будущее без учета этой реальности, и мы должны начать с молодых людей. Если этого не сделать, череда разочарований и социальной напряженности будет продолжать расти, только усиливая социальные, культурные и территориальные различия» [32]. По одному ему известным причинам Э.Макрон отказался от предложений г-на Борло, зато объявил о создании Президентского совета городов и о новой программе «коллективных действий», целью которой было заявлено «обретение согражданами достоинства во всех уголках Республики» [13]. Среди предложенных мер: пополнение штата полицейских в 60 районах к 2020 году; построение «общества всеобщей бдительности» для сведения к минимуму террористической угрозы и наркотрафика; создание 30 тыс. мест для стажировки молодых специалистов; проверка до 2021 года 120 крупнейших французских компаний на предмет трудовой дискриминации [13]. Таким образом, социально-культурный фактор интеграции нивелируется, уступая место соображениям экономики и безопасности. Рассуждать об успешности этого стратегического проекта пока рано, Э.Макрон несколько месяцев провел в разъездах по стране и встречах с мэрами, до которых лично доносил свои идеи. Но все это время новые беженцы ждали и ждут одобрения своих прошений об убежище, и все эти восемь месяцев, пока длится процедура в «нормальном порядке», этих «Других» тоже нужно как-то интегрировать. На тактическом же уровне некоторые французские государственные органы уже работают в фарватере, заданном общеевропейскими институтами. Так, в мае 2017 года Бюро по иммиграции и интеграции совместно с Национальным агентством профессионального обучения взрослых (AFPA) запустили программу «Размещение, ориентация, путь к трудоустройству» (сокр. HOPE, с англ. - «надежда»). Ее цель состоит в том, чтобы облегчить интеграцию беженцев путем изучения новой профессии. Сейчас программа работает в 31 центре AFPA в 12 регионах Франции [11], в ней приняли участие уже 1 тыс. беженцев. Питание в центрах бесплатное, беженцы получают зарплату 300-400 евро в месяц. Агентство обеспечивает административную, медицинскую и социальную поддержку, а также юридическую помощь. По вечерам или в выходные дни для беженцев организуют театральные мастер-классы, походы в боулинг или спортивные мероприятия. В 2017 году по итогам такой программы в двух регионах - Иль-де-Франс и О-де-Франс 71% участников получили сертификаты и 62% были заняты на момент окончания обучения [16]. Еще один пример: в августе 2018 года служба OFII открыла телефонную «горячую линию» на нескольких языках для помощи иммигрантам и беженцам. 18 марта 2019 года на линию позвонили 397 раз представители 39 национальностей: 16% из них - афганцы, 8% - малийцы, еще 8% - граждане Кот д’Ивуара, по 7% - граждане Бангладеш и Гвинеи и 6% - пакистанцы2. Выводы В настоящий момент Франция продолжает демонстрировать миграционную политику ассимиляционного типа, уделяя особое внимание выборочной иммиграции и выдворению нежелательных социальных элементов. При этом Э.Макрон, как политик популистского толка, пытается претендовать на роль «передовика» Евросоюза в миграционных вопросах. 4 марта 2019 года он обратился к гражданам ЕС с посланием, приуроченным к майским выборам в Европарламент. В своем открытом письме он назвал миграцию вызовом для европейской цивилизации и заявил, что европейцам нужно объединяться и «защищать как свои ценности, так и свои границы» [29]. В качестве одной из мер предложил пересмотреть Шенгенское соглашение. Нетрудно предсказать, что эта тема вновь станет одной из центральных на заседании Евросовета в июне, в контексте приема иностранцев. Что касается Франции, то, с одной стороны, французское общество не готово «начать любить ближних своих мигрантов». Весьма показателен пример с общенациональным осуждением проекта об «инклюзивном обществе» советника Ф.Олланда Т.Тюо, который предложил, в числе прочего, легализовать всех нелегальных иммигрантов, упростить процедуру принятия гражданства и разрешить публичные молитвы [23]. Инициатива оказалась слишком революционной. С другой стороны, статистика межнациональных браков говорит об обратном: почти каждый третий союз граждане Франции заключают с иностранцами, в основном выходцами из Магриба [9]. Разрешить это противоречие в пользу общественно выгодного сосуществования как раз и призван интеркультурализм. Несмотря на продолжающиеся в научном сообществе дебаты о месте этого концепта в интеграционной политике современной Европы [10], можно говорить о начале формирования практики интеркультурализма. Ее первые итоги демонстрируют, что при должной инфраструктуре и грамотном управлении культурным разнообразием идеи интеркультурализма успешно находят применение. Очевидно, что межкультурный подход требует культурно-нейтральной правовой и институциональной базы, а также институциональных структур, которые активно поддерживают и поощряют межкультурный диалог. Система госучреждений должна учитывать конкретные потребности представителей культуры «Другого», с тем чтобы они не были несправедливо исключены из участия в жизни общества в целом и в межкультурном диалоге в частности.
Источники и литература 1. Биссон Л. Интеграция иммигрантов в ЕС и России: разница в подходах / Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2018. №6. C. 112-118. 2. Биссон Л. Новые предложения Еврокомиссии в сфере легальной иммиграции // Аналитическая записка №32, 2016. Институт Европы РАН // URL: http://instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/an62.pdf (дата обращения: 12.03.2019). 3. Всемирный доклад ЮНЕСКО: Инвестирование в культурное разнообразие и диалог между культурами // URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001852/185202r.pdf (дата обращения: 05.03.2019). 4. В январе 2018 г. Франция выдворила на 29% мигрантов больше, чем в 2017 г. // ТАСС: ежедн. интернет-изд. 2018. 11 фев. // URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4949123 (дата обращения: 10.03.2019). 5. За что во Франции критикуют проект закона об иммиграции? // RFI на русском: ежедн. интернет-изд. 2018. 16 апр. //URL: http://ru.rfi.fr/frantsiya/20180416-vo-frantsii-proekt-zakona-ob-immigratsii-stal-predmetom-zharkikh-sporov (дата обращения: 05.03.2019). 6. Кто и зачем приезжает во Францию: миграционная статистика за 2017 г. // RFI на русском: ежедн. интернет-изд. 2018. 18 янв. // URL: http://ru.rfi.fr/frantsiya/20180118-kto-i-zachem-priezzhaet-vo-frantsiyu-migratsionnaya-statistika-za-2017-god (дата обращения: 15.03.2019). 7. Приехать жить во Францию. Сентябрь 2016 г. // URL: https://www.immigration.interieur.gouv.fr/Accueil-et-accompagnement/Le-livret-d-information-Venir-vivre-en-France (дата обращения: 10.03.2019). 8. Франция - Италия: новый виток полемики // Евроньюс: ежедн. интернет-изд. 2019. 23 янв. // URL: https://ru.euronews.com/2019/01/22/italy-france-row-wrap (дата обращения: 10.03.2019). 9. Французы выбирают иностранцев: статистика смешанных браков // RFI на русском: ежедн. интернет-изд. 2017. 14 мар. // http://ru.rfi.fr/frantsiya/20170314-frantsuzy-vybirayut-suprugov-inostrantsev-statistika-smeshannykh-brakov (дата обращения: 05.03.2019). 10. Ходинова О. Интеркультурализм как новая стратегия включения мигрантов в европейскую нацию (на примере Франции) // Власть. 2019. №01(27). С. 170-176. 11. Avec Hope, l’Afpa propose une offre globale dédiée aux réfugiés // Afpa. Site officiel // URL: https://www.afpa.fr/programme-hope (accessed: 15.03.2019). 12. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, 13. Discours du Président de la République. La France, une chance pourchacun // Elysee.fr. Publié 25 mai 2018 // URL: https://www.elysee.fr/emmanuel-macron/2018/05/23/la-france-une-chance-pour-chacun (accessed: 12.03.2019). 14. European Web Site on Integration // URL: https://ec.europa.eu/migrant-integration/ (accessed: 12.03.2019). 15. Eurostat, Migration and migrant population statistics - Statistics Explained, March 2018 // URL: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/pdfscache/1275.pdf (accessed: 12.03.2019). 16. France: Hope, un programme pour intégrer les réfugiés au marché de l’emploi // Infomigrants.net. 2018. 8 feb. // URL: https://www.infomigrants.net/fr/post/7461/france-hope-un-programme-pour-integrer-les-refugies-au-marche-de-l-emploi (accessed: 15.03.2019). 17. France’s Arab population is divided by an invisible wall // NewStatesman.com. 2015. 22 jan. // URL: http://www.newstatesman.com/politics/2015/01/frances-arab-population-divided-invisible-wall (accessed: 15.03.2019). 18. Guélamine F. Action sociale et immigration en France: Repères pour l’intervention. Paris: Dunod, 2009. 244 p. 19. Guide des procédures de l’Ofpra- octobre 2018 // OFPRA. Site officiel // URL: https://ofpra.gouv.fr/sites/default/files/atoms/files/181008_guide_des_procedures_ofpra.pdf (accessed: 16.03.2019). 20. Intercultural dialogue // Official web-site of the European Commission // URL: https://ec.europa.eu/culture/policy/strategic-framework/intercultural-dialogue_en (accessed: 12.03.2019). 21. Interculturalism and multiculturalism: similarities and differences. Ed. by Martyn Barrett. Council of Europe Publishing. 2013. 187 p. 22. La France racontée par les immigrés // Marianne.fr: Magazine hebdomadaire. 2017. 6 fev. // URL: https://www.marianne.net/societe/la-france-racontee-par-les-immigres-0 (accessed: 12.03.2019). 23. La grand nation : pour une société inclusive. Rapport au Premier ministre sur la refondation des politiques d’intégration. 1 erfévrier 2013 // Site officiel // URL: http://www.ladocumentationfrancaise.fr/var/storage/rapports-publics/134000099.pdf (accessed: 05.03.2019). 24. LOI n° 2018-778 du 10 septembre 2018 pour une immigration maîtrisée, un droit d’asile effectif et une intégration réussie (1) // Site officiel // URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000037381808&categorieLien=id (accessed: 12.03.2019). 25. Nouveau Programme National de Renouvellement Urbain // Ministère de la Ville, de la Jeunesse et des Sports. Dossier de presse. Le16 décembre 2014. 26. Paper on Intercultural Dialogue «Living Together As Equals in Dignity» // URL: http://www.coe.int/t/dg4/intercultural/source/white%20paper_final_revised_en.pdf (accessed: 05.03.2018). 27. Politique de la ville: quelles orientations après le rapport Borloo? // Vie publique.fr. Site officiel.2018.11 mai // URL: http://www.vie-publique.fr/actualite/dossier/qpv/politique-ville-quelles-orientations-apres-rapport-borloo.html (accessed: 12.03.2019). 28. Pour Macron, l’immigration «se révèle une chance» pour la France // Valeursactuelles.com.2017. 2 mars // URL : https://www.valeursactuelles.com/politique/pour-macron-limmigration-se-revele-une-chance-pour-la-france-70488 (accessed: 12.03.2019). 29. Pour une Renaissance européenne // Elysee.fr. Site officiel. 2019. 4 mars // URL: https://www.elysee.fr/emmanuel-macron/2019/03/04/pour-une-renaissance-europeenne (accessed: 12.03.2019). 30. Qui sont les immigrés en France? // Vie publique.fr. Site officiel. 2018. 23 mars // URL: https://www.vie-publique.fr/france-donnees-cles/immigration/qui-sont-immigres-france.html (accessed: 16.03.2019). 31. The Hague Programme: Strengthening Freedom, Security and Justice in the European Union. Official Journal of the European Union. 03.03.2005. P. 4-5. 32. Vivre ensemble, vivre en grand pour une réconciliation nationale // Site officiel // URL: http://www.cohesion-territoires.gouv.fr/IMG/pdf/sra4_complet.pdf (accessed: 15.03.2019). Вернуться назад |