ИНТЕЛРОС > №2, 2015 > Эмпирические исследования эволюции художественной жизни и возможности измерений: культурологический анализ некоторых концепций Тимофей КОВАЛЕНКО
|
Южный филиал Российского научно-исследовательского института культурного Cтатья посвящена анализу основных концепций эволюции художественной жизни, связанных со строго формализованными количественными методиками и математическими моделями. Рассмотрены исследования эволюционной динамики художественной жизни, выполненные в рамках школы К. Мартиндейла (концепция «потенциала возбуждения»). Систематизированы разноплановые эмпирические исследования художественной жизни, базирующиеся на основных положениях системно-информационной парадигмы (А. Моль, С. Ю. Маслов, Г. А. Голицын, В. М. Петров). Автор отмечает широкий эвристический потенциал использования квантитативных моделей и количественных методов в процессе изучения стилевой эволюции художественной жизни и различных видов искусства; выявляет общую для большинства описанных примеров бинарную оппозицию («изначальное – концептуальное» / «аналитическое – синтетическое»), объясняющую механизм периодической изменчивости художественной жизни и являющуюся условием ее эволюции, подчеркивает наличие 50-летних колебательных циклов в социально-психологической сфере и искусстве.
Timofey KOVALENKO EMPIRICAL RESEARCH OF THE EVOLUTION OF THE ARTISTIC LIFE AND MEASUREMENT POSSIBILITIES: ANALYSIS OF SOME CONCEPTSThe article analyzes the basic concepts of the evolution of the artistic life, related to a strictly formalized quantitative methods and mathematical models. The studies of evolutionary dynamics of the artistic life, made under the Colin Martindale’s School (the concept of “arousal potential”) are considered. The diverse empirical studies of the artistic life based on the basic provisions of the system-information paradigm (Abraham Mole, Sergey Yu. Maslov, German A. Golitsyn, Vladimir M. Petrov) are systematized. The author notes the general heuristic potential use of quantitative models and quantitative methods in the study of the evolution of the artistic style of life and the various forms of art, explains the mechanism of periodic variation of the artistic life and is a condition of its evolution, emphasizes the presence of 50- year cycles of vibration in the socio-psychological sphere and art Вернуться назад |