ИНТЕЛРОС > №2, 2016 > Понятие ценности в аксиологии и схоластическое понятие «благо»

Дмитрий ФЕДЧУК
Понятие ценности в аксиологии и схоластическое понятие «благо»


12 ноября 2017

Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия
Школа гуманитарных наук, кафедра философии
Доцент, кандидат философских наук

В статье осуществляется попытка понять историко-философские основания различия между понятиями «ценность» и «благо». Анализ проводится через сопоставление позиций аксиологии XX века, представленных Максом Шелером и Генрихом Риккертом, с точкой зрения на трансценденталию «благо» Фомы Аквинского. Именно средневековая схоластика тематизировала благо как один из центральных концептов метафизики и этики, что было связано с определенными мировоззренческими предпосылками сознания того времени – а именно, с верой в Бога как в высшее Благо и первую целевую Причину бытия сущего. Обыденное сознание часто не различает между ценностями и благами, смешивая их друг с другом. В философии благо также рассматривалось в ка-честве ценности наравне с истиной и прекрасным. Однако существует различие между актом полагания ценности и мышлением блага как производного от ценности. Ценность есть условие понимания сущих, относимых в современной мысли к так называемой «второй природе» человека. Ценность всегда абсолютна, обладает высшей степенью полноты содержания, то-гда как блага имеют разную полноту совершенств, что помещает их на разные уровни ценностной иерархии. В средневековой философской теологии, ценности – это высшие совершенства (благо, истина, красота, абсолютное могущество и т. п.) и познаются априорно, а производные от них конечные блага связаны с действием практического разума. Данная интерпретация находится в корреляции с утверждением Макса Шелера о том, что усмотрение ценности априорно, а предпочтение благ относится к эмпирическому выбору.


Вернуться назад