ИНТЕЛРОС > №121, 2013 > Международная летняя школа «ПРЕОДОЛЕНИЕ НАСЛЕДИЙ ХХ ВЕКА. ПРЕПОДАВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ». (Киев, 2—9 августа 2012 г.)

А.Ю. Баженова
Международная летняя школа «ПРЕОДОЛЕНИЕ НАСЛЕДИЙ ХХ ВЕКА. ПРЕПОДАВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ». (Киев, 2—9 августа 2012 г.)


01 августа 2013

Всё когда-нибудь заканчивается, и приходит время подводить итоги. Летом 2012 года финишировал масштабный научный проект, в течение шести лет объ­единявший ученых-гуманитариев из России, Украины, Беларуси, Молдовы, Ар­мении, Киргизстана, Польши, Финляндии, Великобритании и США. Инициато­рами и идейными вдохновителями этого проекта стали доктор исторических наук, профессор истории Университета Темпл (США), один из ведущих специа­листов по холодной войне Владислав Зубок, а также его жена, кандидат психологических наук Елена Витенберг.

Начиналось все в далеком 2007 году с проведения двухгодичного цикла курсов повышения квалификации, ориентированного на молодых преподавателей гуманитарных и социальных дисциплин классических университетов и педагогических вузов России. У истоков создания этих курсов стояли Институт всеобщей истории РАН, Государственный университет гуманитарных наук, Санкт-Петербургский государственный университет и Университет Темпл (Филадельфия, США), финансовая поддержка осуществлялась фондом «Корпорация Карнеги» (Нью-Йорк). По словам профессора В. Зубока, он как непосредственный органи­затор хотел поддержать периферийную науку в России, но главное — обеспечить междисциплинарность в работе научных сессий. Это, в свою очередь, предпола­гало приглашение специалистов разных областей гуманитарного знания. Как результат, в рядах участников курсов оказались историки, социологи, политологи, филологи и даже экономисты. В общей сложности в течение 2007—2008 годов удалось провести три научные сессии, объединенные общей тематикой, а именно: «Россия и мир в XX веке: социально-этнические миграции и национальные государства» (5—15 июля 2007 года), «Россия и мир в XX веке: власть, общество, лич­ность в истории» (10—22 декабря 2007 года) и «Россия и мир в XX веке: экономи­ческая модернизация и социально-политические трансформации» (23 июля — 3 августа 2008 года). Две летние сессии курсов прошли под Санкт-Петербургом в поселке Репино, зимняя же — под Звенигородом.

Осмысление накопленного опыта и результатов работы курсов подтолкнуло профессора В. Зубока к реализации более масштабного проекта — летних школ международного формата. Их основной целью являлось обсуждение и разработка комплексных образовательных стратегий по обучению русской истории, культуре и языку на постсоветском пространстве, а также в Европе и США. Поэтому кон­курс решено было распространить на все республики бывшего СССР и на сто­личные города — Москву и Санкт-Петербург. Новый проект стартовал в 2009 го­ду. Научные сессии решено было проводить в Крыму, в бывшем имении великого князя Дмитрия Романова — дворце Кичкине.

В общей сложности удалось организовать четыре международные школы, посвященные таким темам: «Изучение и преподавание русского наследия в гло­бальном мире» (17—29 июля 2009 года), «Россия, ее соседи и Европейское про­странство» (17—28 июля 2010 года), «Двадцать лет после распада СССР: при­чины, следствия и тенденции» (3—10 августа 2011 года) и «Преодоление наследий ХХ века. Преподавание общественных дисциплин на постсоветском пространстве» (2—9 августа 2012 года). Таким образом, как и прежде проблемный диапазон на­учных сессий оставался очень широким и охватывал различные аспекты истори­ческого, политического, экономического, социального и культурного развития России ХХ — начала ХХ1 веков. Отметим, что последняя школа, собравшая двенадцать участников, могла восприниматься как «встреча выпускников» всего проекта.

За прошедшие годы в работе курсов и летних школ приняло участие более ста молодых ученых и преподавателей, специалистов в различных областях социаль­ного знания, а именно: истории, политологии, социологии, экономики, юриспру­денции, международных отношений, культурологии, филологии и журналистики. Они представляли вузы многих регионов России, Украины, Беларуси, Польши, Молдовы, Армении, Киргизстана и США. Основным критерием отбора участни­ков было совмещение кандидатами научной деятельности с творческим препо­давательским опытом.

Важным достижением организаторов стало то, что в качестве лекторов они часто приглашали ученых, уехавших в свое время в США и уже достигших там научных и преподавательских высот. Кроме того, организаторам удалось позна­комить ученых, покинувших Россию в 1980—1990-е годы, с молодым поколением преподавателей, которое появилось на постсоветском пространстве в последние пятнадцать—двадцать лет. Следует заметить, что была сделана попытка пригла­сить в качестве публики людей, занимающихся схожей проблематикой. В резуль­тате каждый из выступавших имел свою маленькую аудиторию. Такой подход действительно оказался достаточно удачным и оправданным.

Обязательной составляющей курсов повышения квалификации, а впослед­ствии и летних школ стало обсуждение результатов собственных научных иссле­дований участников. Важным требованием к выступлениям было требование сде­лать их как можно более понятными и интересными для представителей других дисциплин. В 2010 году этот формат немного модифицировали. Теперь участни­кам предложили разрабатывать учебные курсы для студентов по определенным темам. Вскоре после прибытия в Кичкине и знакомства сформировалось не­сколько «междисциплинарных» команд, которые работали над групповыми про­ектами. В сущности, таким образом организаторы стимулировали трансляцию в учебный процесс материалов и научных дискуссий летних школ, поскольку по­лученные на выходе учебные курсы могли стать хорошим базисом для будущих лекций и спецкурсов.

В прошедшем году для повышения качества разрабатываемых курсов участ­ников разбили на три команды еще задолго до приезда в Крым. «Площадкой» для их общения было решено сделать социальную сеть «Facebook». Организаторы предложили создать макеты курсов для студентов-магистров по следующим те­мам: «Проблемы посткоммунистических переходных периодов: сравнительный подход», «Демократизация и недовольство ею в постсоветском пространстве: пе­ресмотр истории и теории», «Историческая политика и преподавание истории на постсоветском пространстве». Подводя итоги сделанных мультимедийных пре­зентаций, следует подчеркнуть, что замысел организаторов о возможности дис­танционной подготовки курсов оказался вполне выполнимым. Тем не менее все слушатели летней школы согласились, что работа команд могла стать более про­дуктивной, если бы все их участники были знакомы перед началом работы.

Кроме презентации групповых проектов в рамках летней школы 2012 года было проведено шесть лекций и пять «круглых столов», посвященных таким те­мам: «Социальные сети — средство для международного научного сотрудниче­ства? Предварительный опыт», «Существует ли интеллигенция в постсоветском пространстве? Обсуждение феномена», «Возможна ли новая русская идеология? Размышления над двадцатилетней дискуссией», «Постсоветская мировая интел­лектуальная диаспора», «Историческая политика в кино — Россия, Украина, Беларусь». Достаточно интересная дискуссия развернулась по вопросу об исполь­зовании различных социальных сетей в научных целях. Общим знаменателем для всех выступавших стал тезис о том, что интернет-группы являются мощным вспо­могательным ресурсом современного международного научного сотрудничества, который, однако, не в силах заменить необходимости регулярных живых встреч. Большой блок дискуссий касался вопросов мировой миграции, в частности ак­туальной для всех постсоветских стран (в том числе и Украины) проблемы ин­теллектуальной миграции, а говоря другими словами, «утечки мозгов». Согласно данным профессора А. Коробкова, только в России на протяжении 1990—2003 го­дов число исследователей снизилось с 992,6 тыс. до 409,8 тыс., или на 59%, достигнув уровня тридцатипятилетней давности. Однако это, по словам ученого, нисколько не означало, что большинство людей, покинувших науку, выехали в указанное время за границу. Основная масса стала составной частью «внутрен­ней миграции» в те виды деятельности, которые не соответствовали их образо­ванию и профессиональной квалификации. А. Коробков подчеркнул, что это яв­ление, часто именуемое «утратой мозгов» (brain waste), имеет более негативные последствия, поскольку ведет к полной утрате академического потенциала.

Еще одной важной темой для докладов и дискуссий стало обсуждение фено­мена исторической политики в странах Восточной Европы, многообразия ее дей­ствующих субъектов, институтов, методов, а также идеологических оснований, внутриполитических и внешнеполитических задач. Было обращено внимание и на то, что происходит с различными материальными символами (например, ге­оргиевской ленточкой, «свечой памяти»), когда власть начинает их активно ис­пользовать в своих целях. В рамках этих сессий профессор А. Миллер презенто­вал участникам недавно изданную фундаментальную монографию, посвященную проблеме исторической политики в XXI веке[1].

На наш взгляд, организаторам в полной мере удалось наладить не только «трансгенерационное», но и междисциплинарное общение участников. Это отра­зилось и на характере дискуссий, в ходе которых можно было услышать доста­точно неожиданные точки зрения и под иным углом посмотреть на знакомые проблемы. Как известно, обычно исследователи не имеют такой возможности, по­скольку на конференциях и иных научных мероприятиях чаще всего собираются представители одной специальности. К тому же ограниченность во времени часто не дает обсудить с коллегами многие интересные вопросы, между тем формат кур­сов и летних школ прямо этому способствует.

Подводя итоги, следует подчеркнуть, что участие в таких научных проектах является важным этапом в дальнейшем профессиональном развитии и научном продвижении молодых преподавателей. С одной стороны, они могут анализиро­вать и оценивать содержательную наполненность лекций и стили преподавания именитых ученых разных стран. С другой стороны, участники имеют возмож­ность представить свои исследовательские проекты, монографии и поговорить о стратегиях преподавания в современном поликультурном мире. Но, безусловно, самой важной функцией таких школ является интеллектуальное общение, кото­рое ведет к установлению новых научных связей и часто переходит в неформаль­ное и дружеское. Хотелось бы верить, что в скором будущем средства на прове­дение подобных мероприятий найдутся в самом постсоветском регионе.

А.Ю. Баженова

 

 


[1] Историческая политика в XIX веке: Сб. статей / Ред. А. Мил­лер, М. Липман. М.: Новое литературное обозрение, 2012.


Вернуться назад