Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » НЛО » №121, 2013

А.Ю. Баженова
Международная летняя школа «ПРЕОДОЛЕНИЕ НАСЛЕДИЙ ХХ ВЕКА. ПРЕПОДАВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ». (Киев, 2—9 августа 2012 г.)

Всё когда-нибудь заканчивается, и приходит время подводить итоги. Летом 2012 года финишировал масштабный научный проект, в течение шести лет объ­единявший ученых-гуманитариев из России, Украины, Беларуси, Молдовы, Ар­мении, Киргизстана, Польши, Финляндии, Великобритании и США. Инициато­рами и идейными вдохновителями этого проекта стали доктор исторических наук, профессор истории Университета Темпл (США), один из ведущих специа­листов по холодной войне Владислав Зубок, а также его жена, кандидат психологических наук Елена Витенберг.

Начиналось все в далеком 2007 году с проведения двухгодичного цикла курсов повышения квалификации, ориентированного на молодых преподавателей гуманитарных и социальных дисциплин классических университетов и педагогических вузов России. У истоков создания этих курсов стояли Институт всеобщей истории РАН, Государственный университет гуманитарных наук, Санкт-Петербургский государственный университет и Университет Темпл (Филадельфия, США), финансовая поддержка осуществлялась фондом «Корпорация Карнеги» (Нью-Йорк). По словам профессора В. Зубока, он как непосредственный органи­затор хотел поддержать периферийную науку в России, но главное — обеспечить междисциплинарность в работе научных сессий. Это, в свою очередь, предпола­гало приглашение специалистов разных областей гуманитарного знания. Как результат, в рядах участников курсов оказались историки, социологи, политологи, филологи и даже экономисты. В общей сложности в течение 2007—2008 годов удалось провести три научные сессии, объединенные общей тематикой, а именно: «Россия и мир в XX веке: социально-этнические миграции и национальные государства» (5—15 июля 2007 года), «Россия и мир в XX веке: власть, общество, лич­ность в истории» (10—22 декабря 2007 года) и «Россия и мир в XX веке: экономи­ческая модернизация и социально-политические трансформации» (23 июля — 3 августа 2008 года). Две летние сессии курсов прошли под Санкт-Петербургом в поселке Репино, зимняя же — под Звенигородом.

Осмысление накопленного опыта и результатов работы курсов подтолкнуло профессора В. Зубока к реализации более масштабного проекта — летних школ международного формата. Их основной целью являлось обсуждение и разработка комплексных образовательных стратегий по обучению русской истории, культуре и языку на постсоветском пространстве, а также в Европе и США. Поэтому кон­курс решено было распространить на все республики бывшего СССР и на сто­личные города — Москву и Санкт-Петербург. Новый проект стартовал в 2009 го­ду. Научные сессии решено было проводить в Крыму, в бывшем имении великого князя Дмитрия Романова — дворце Кичкине.

В общей сложности удалось организовать четыре международные школы, посвященные таким темам: «Изучение и преподавание русского наследия в гло­бальном мире» (17—29 июля 2009 года), «Россия, ее соседи и Европейское про­странство» (17—28 июля 2010 года), «Двадцать лет после распада СССР: при­чины, следствия и тенденции» (3—10 августа 2011 года) и «Преодоление наследий ХХ века. Преподавание общественных дисциплин на постсоветском пространстве» (2—9 августа 2012 года). Таким образом, как и прежде проблемный диапазон на­учных сессий оставался очень широким и охватывал различные аспекты истори­ческого, политического, экономического, социального и культурного развития России ХХ — начала ХХ1 веков. Отметим, что последняя школа, собравшая двенадцать участников, могла восприниматься как «встреча выпускников» всего проекта.

За прошедшие годы в работе курсов и летних школ приняло участие более ста молодых ученых и преподавателей, специалистов в различных областях социаль­ного знания, а именно: истории, политологии, социологии, экономики, юриспру­денции, международных отношений, культурологии, филологии и журналистики. Они представляли вузы многих регионов России, Украины, Беларуси, Польши, Молдовы, Армении, Киргизстана и США. Основным критерием отбора участни­ков было совмещение кандидатами научной деятельности с творческим препо­давательским опытом.

Важным достижением организаторов стало то, что в качестве лекторов они часто приглашали ученых, уехавших в свое время в США и уже достигших там научных и преподавательских высот. Кроме того, организаторам удалось позна­комить ученых, покинувших Россию в 1980—1990-е годы, с молодым поколением преподавателей, которое появилось на постсоветском пространстве в последние пятнадцать—двадцать лет. Следует заметить, что была сделана попытка пригла­сить в качестве публики людей, занимающихся схожей проблематикой. В резуль­тате каждый из выступавших имел свою маленькую аудиторию. Такой подход действительно оказался достаточно удачным и оправданным.

Обязательной составляющей курсов повышения квалификации, а впослед­ствии и летних школ стало обсуждение результатов собственных научных иссле­дований участников. Важным требованием к выступлениям было требование сде­лать их как можно более понятными и интересными для представителей других дисциплин. В 2010 году этот формат немного модифицировали. Теперь участни­кам предложили разрабатывать учебные курсы для студентов по определенным темам. Вскоре после прибытия в Кичкине и знакомства сформировалось не­сколько «междисциплинарных» команд, которые работали над групповыми про­ектами. В сущности, таким образом организаторы стимулировали трансляцию в учебный процесс материалов и научных дискуссий летних школ, поскольку по­лученные на выходе учебные курсы могли стать хорошим базисом для будущих лекций и спецкурсов.

В прошедшем году для повышения качества разрабатываемых курсов участ­ников разбили на три команды еще задолго до приезда в Крым. «Площадкой» для их общения было решено сделать социальную сеть «Facebook». Организаторы предложили создать макеты курсов для студентов-магистров по следующим те­мам: «Проблемы посткоммунистических переходных периодов: сравнительный подход», «Демократизация и недовольство ею в постсоветском пространстве: пе­ресмотр истории и теории», «Историческая политика и преподавание истории на постсоветском пространстве». Подводя итоги сделанных мультимедийных пре­зентаций, следует подчеркнуть, что замысел организаторов о возможности дис­танционной подготовки курсов оказался вполне выполнимым. Тем не менее все слушатели летней школы согласились, что работа команд могла стать более про­дуктивной, если бы все их участники были знакомы перед началом работы.

Кроме презентации групповых проектов в рамках летней школы 2012 года было проведено шесть лекций и пять «круглых столов», посвященных таким те­мам: «Социальные сети — средство для международного научного сотрудниче­ства? Предварительный опыт», «Существует ли интеллигенция в постсоветском пространстве? Обсуждение феномена», «Возможна ли новая русская идеология? Размышления над двадцатилетней дискуссией», «Постсоветская мировая интел­лектуальная диаспора», «Историческая политика в кино — Россия, Украина, Беларусь». Достаточно интересная дискуссия развернулась по вопросу об исполь­зовании различных социальных сетей в научных целях. Общим знаменателем для всех выступавших стал тезис о том, что интернет-группы являются мощным вспо­могательным ресурсом современного международного научного сотрудничества, который, однако, не в силах заменить необходимости регулярных живых встреч. Большой блок дискуссий касался вопросов мировой миграции, в частности ак­туальной для всех постсоветских стран (в том числе и Украины) проблемы ин­теллектуальной миграции, а говоря другими словами, «утечки мозгов». Согласно данным профессора А. Коробкова, только в России на протяжении 1990—2003 го­дов число исследователей снизилось с 992,6 тыс. до 409,8 тыс., или на 59%, достигнув уровня тридцатипятилетней давности. Однако это, по словам ученого, нисколько не означало, что большинство людей, покинувших науку, выехали в указанное время за границу. Основная масса стала составной частью «внутрен­ней миграции» в те виды деятельности, которые не соответствовали их образо­ванию и профессиональной квалификации. А. Коробков подчеркнул, что это яв­ление, часто именуемое «утратой мозгов» (brain waste), имеет более негативные последствия, поскольку ведет к полной утрате академического потенциала.

Еще одной важной темой для докладов и дискуссий стало обсуждение фено­мена исторической политики в странах Восточной Европы, многообразия ее дей­ствующих субъектов, институтов, методов, а также идеологических оснований, внутриполитических и внешнеполитических задач. Было обращено внимание и на то, что происходит с различными материальными символами (например, ге­оргиевской ленточкой, «свечой памяти»), когда власть начинает их активно ис­пользовать в своих целях. В рамках этих сессий профессор А. Миллер презенто­вал участникам недавно изданную фундаментальную монографию, посвященную проблеме исторической политики в XXI веке[1].

На наш взгляд, организаторам в полной мере удалось наладить не только «трансгенерационное», но и междисциплинарное общение участников. Это отра­зилось и на характере дискуссий, в ходе которых можно было услышать доста­точно неожиданные точки зрения и под иным углом посмотреть на знакомые проблемы. Как известно, обычно исследователи не имеют такой возможности, по­скольку на конференциях и иных научных мероприятиях чаще всего собираются представители одной специальности. К тому же ограниченность во времени часто не дает обсудить с коллегами многие интересные вопросы, между тем формат кур­сов и летних школ прямо этому способствует.

Подводя итоги, следует подчеркнуть, что участие в таких научных проектах является важным этапом в дальнейшем профессиональном развитии и научном продвижении молодых преподавателей. С одной стороны, они могут анализиро­вать и оценивать содержательную наполненность лекций и стили преподавания именитых ученых разных стран. С другой стороны, участники имеют возмож­ность представить свои исследовательские проекты, монографии и поговорить о стратегиях преподавания в современном поликультурном мире. Но, безусловно, самой важной функцией таких школ является интеллектуальное общение, кото­рое ведет к установлению новых научных связей и часто переходит в неформаль­ное и дружеское. Хотелось бы верить, что в скором будущем средства на прове­дение подобных мероприятий найдутся в самом постсоветском регионе.

А.Ю. Баженова

 

 


[1] Историческая политика в XIX веке: Сб. статей / Ред. А. Мил­лер, М. Липман. М.: Новое литературное обозрение, 2012.

Архив журнала
№164, 2020№165, 2020№166, 2020№167, 2021№168, 2021№169, 2021№170, 2021№171, 2021№172, 2021№163, 2020№162, 2020№161, 2020№159, 2019№160, 2019№158. 2019№156, 2019№157, 2019№155, 2019№154, 2018№153, 2018№152. 2018№151, 2018№150, 2018№149, 2018№148, 2017№147, 2017№146, 2017№145, 2017№144, 2017№143, 2017№142, 2017№141, 2016№140, 2016№139, 2016№138, 2016№137, 2016№136, 2015№135, 2015№134, 2015№133, 2015№132, 2015№131, 2015№130, 2014№129, 2014№128, 2014№127, 2014№126, 2014№125, 2014№124, 2013№123, 2013№122, 2013№121, 2013№120, 2013№119, 2013№118, 2012№117, 2012№116, 2012
Поддержите нас
Журналы клуба