Журнальный клуб Интелрос » НЛО » №121, 2013
Всё когда-нибудь заканчивается, и приходит время подводить итоги. Летом 2012 года финишировал масштабный научный проект, в течение шести лет объединявший ученых-гуманитариев из России, Украины, Беларуси, Молдовы, Армении, Киргизстана, Польши, Финляндии, Великобритании и США. Инициаторами и идейными вдохновителями этого проекта стали доктор исторических наук, профессор истории Университета Темпл (США), один из ведущих специалистов по холодной войне Владислав Зубок, а также его жена, кандидат психологических наук Елена Витенберг.
Начиналось все в далеком 2007 году с проведения двухгодичного цикла курсов повышения квалификации, ориентированного на молодых преподавателей гуманитарных и социальных дисциплин классических университетов и педагогических вузов России. У истоков создания этих курсов стояли Институт всеобщей истории РАН, Государственный университет гуманитарных наук, Санкт-Петербургский государственный университет и Университет Темпл (Филадельфия, США), финансовая поддержка осуществлялась фондом «Корпорация Карнеги» (Нью-Йорк). По словам профессора В. Зубока, он как непосредственный организатор хотел поддержать периферийную науку в России, но главное — обеспечить междисциплинарность в работе научных сессий. Это, в свою очередь, предполагало приглашение специалистов разных областей гуманитарного знания. Как результат, в рядах участников курсов оказались историки, социологи, политологи, филологи и даже экономисты. В общей сложности в течение 2007—2008 годов удалось провести три научные сессии, объединенные общей тематикой, а именно: «Россия и мир в XX веке: социально-этнические миграции и национальные государства» (5—15 июля 2007 года), «Россия и мир в XX веке: власть, общество, личность в истории» (10—22 декабря 2007 года) и «Россия и мир в XX веке: экономическая модернизация и социально-политические трансформации» (23 июля — 3 августа 2008 года). Две летние сессии курсов прошли под Санкт-Петербургом в поселке Репино, зимняя же — под Звенигородом.
Осмысление накопленного опыта и результатов работы курсов подтолкнуло профессора В. Зубока к реализации более масштабного проекта — летних школ международного формата. Их основной целью являлось обсуждение и разработка комплексных образовательных стратегий по обучению русской истории, культуре и языку на постсоветском пространстве, а также в Европе и США. Поэтому конкурс решено было распространить на все республики бывшего СССР и на столичные города — Москву и Санкт-Петербург. Новый проект стартовал в 2009 году. Научные сессии решено было проводить в Крыму, в бывшем имении великого князя Дмитрия Романова — дворце Кичкине.
В общей сложности удалось организовать четыре международные школы, посвященные таким темам: «Изучение и преподавание русского наследия в глобальном мире» (17—29 июля 2009 года), «Россия, ее соседи и Европейское пространство» (17—28 июля 2010 года), «Двадцать лет после распада СССР: причины, следствия и тенденции» (3—10 августа 2011 года) и «Преодоление наследий ХХ века. Преподавание общественных дисциплин на постсоветском пространстве» (2—9 августа 2012 года). Таким образом, как и прежде проблемный диапазон научных сессий оставался очень широким и охватывал различные аспекты исторического, политического, экономического, социального и культурного развития России ХХ — начала ХХ1 веков. Отметим, что последняя школа, собравшая двенадцать участников, могла восприниматься как «встреча выпускников» всего проекта.
За прошедшие годы в работе курсов и летних школ приняло участие более ста молодых ученых и преподавателей, специалистов в различных областях социального знания, а именно: истории, политологии, социологии, экономики, юриспруденции, международных отношений, культурологии, филологии и журналистики. Они представляли вузы многих регионов России, Украины, Беларуси, Польши, Молдовы, Армении, Киргизстана и США. Основным критерием отбора участников было совмещение кандидатами научной деятельности с творческим преподавательским опытом.
Важным достижением организаторов стало то, что в качестве лекторов они часто приглашали ученых, уехавших в свое время в США и уже достигших там научных и преподавательских высот. Кроме того, организаторам удалось познакомить ученых, покинувших Россию в 1980—1990-е годы, с молодым поколением преподавателей, которое появилось на постсоветском пространстве в последние пятнадцать—двадцать лет. Следует заметить, что была сделана попытка пригласить в качестве публики людей, занимающихся схожей проблематикой. В результате каждый из выступавших имел свою маленькую аудиторию. Такой подход действительно оказался достаточно удачным и оправданным.
Обязательной составляющей курсов повышения квалификации, а впоследствии и летних школ стало обсуждение результатов собственных научных исследований участников. Важным требованием к выступлениям было требование сделать их как можно более понятными и интересными для представителей других дисциплин. В 2010 году этот формат немного модифицировали. Теперь участникам предложили разрабатывать учебные курсы для студентов по определенным темам. Вскоре после прибытия в Кичкине и знакомства сформировалось несколько «междисциплинарных» команд, которые работали над групповыми проектами. В сущности, таким образом организаторы стимулировали трансляцию в учебный процесс материалов и научных дискуссий летних школ, поскольку полученные на выходе учебные курсы могли стать хорошим базисом для будущих лекций и спецкурсов.
В прошедшем году для повышения качества разрабатываемых курсов участников разбили на три команды еще задолго до приезда в Крым. «Площадкой» для их общения было решено сделать социальную сеть «Facebook». Организаторы предложили создать макеты курсов для студентов-магистров по следующим темам: «Проблемы посткоммунистических переходных периодов: сравнительный подход», «Демократизация и недовольство ею в постсоветском пространстве: пересмотр истории и теории», «Историческая политика и преподавание истории на постсоветском пространстве». Подводя итоги сделанных мультимедийных презентаций, следует подчеркнуть, что замысел организаторов о возможности дистанционной подготовки курсов оказался вполне выполнимым. Тем не менее все слушатели летней школы согласились, что работа команд могла стать более продуктивной, если бы все их участники были знакомы перед началом работы.
Кроме презентации групповых проектов в рамках летней школы 2012 года было проведено шесть лекций и пять «круглых столов», посвященных таким темам: «Социальные сети — средство для международного научного сотрудничества? Предварительный опыт», «Существует ли интеллигенция в постсоветском пространстве? Обсуждение феномена», «Возможна ли новая русская идеология? Размышления над двадцатилетней дискуссией», «Постсоветская мировая интеллектуальная диаспора», «Историческая политика в кино — Россия, Украина, Беларусь». Достаточно интересная дискуссия развернулась по вопросу об использовании различных социальных сетей в научных целях. Общим знаменателем для всех выступавших стал тезис о том, что интернет-группы являются мощным вспомогательным ресурсом современного международного научного сотрудничества, который, однако, не в силах заменить необходимости регулярных живых встреч. Большой блок дискуссий касался вопросов мировой миграции, в частности актуальной для всех постсоветских стран (в том числе и Украины) проблемы интеллектуальной миграции, а говоря другими словами, «утечки мозгов». Согласно данным профессора А. Коробкова, только в России на протяжении 1990—2003 годов число исследователей снизилось с 992,6 тыс. до 409,8 тыс., или на 59%, достигнув уровня тридцатипятилетней давности. Однако это, по словам ученого, нисколько не означало, что большинство людей, покинувших науку, выехали в указанное время за границу. Основная масса стала составной частью «внутренней миграции» в те виды деятельности, которые не соответствовали их образованию и профессиональной квалификации. А. Коробков подчеркнул, что это явление, часто именуемое «утратой мозгов» (brain waste), имеет более негативные последствия, поскольку ведет к полной утрате академического потенциала.
Еще одной важной темой для докладов и дискуссий стало обсуждение феномена исторической политики в странах Восточной Европы, многообразия ее действующих субъектов, институтов, методов, а также идеологических оснований, внутриполитических и внешнеполитических задач. Было обращено внимание и на то, что происходит с различными материальными символами (например, георгиевской ленточкой, «свечой памяти»), когда власть начинает их активно использовать в своих целях. В рамках этих сессий профессор А. Миллер презентовал участникам недавно изданную фундаментальную монографию, посвященную проблеме исторической политики в XXI веке[1].
На наш взгляд, организаторам в полной мере удалось наладить не только «трансгенерационное», но и междисциплинарное общение участников. Это отразилось и на характере дискуссий, в ходе которых можно было услышать достаточно неожиданные точки зрения и под иным углом посмотреть на знакомые проблемы. Как известно, обычно исследователи не имеют такой возможности, поскольку на конференциях и иных научных мероприятиях чаще всего собираются представители одной специальности. К тому же ограниченность во времени часто не дает обсудить с коллегами многие интересные вопросы, между тем формат курсов и летних школ прямо этому способствует.
Подводя итоги, следует подчеркнуть, что участие в таких научных проектах является важным этапом в дальнейшем профессиональном развитии и научном продвижении молодых преподавателей. С одной стороны, они могут анализировать и оценивать содержательную наполненность лекций и стили преподавания именитых ученых разных стран. С другой стороны, участники имеют возможность представить свои исследовательские проекты, монографии и поговорить о стратегиях преподавания в современном поликультурном мире. Но, безусловно, самой важной функцией таких школ является интеллектуальное общение, которое ведет к установлению новых научных связей и часто переходит в неформальное и дружеское. Хотелось бы верить, что в скором будущем средства на проведение подобных мероприятий найдутся в самом постсоветском регионе.
А.Ю. Баженова
[1] Историческая политика в XIX веке: Сб. статей / Ред. А. Миллер, М. Липман. М.: Новое литературное обозрение, 2012.