ИНТЕЛРОС > №129, 2014 > О международном мастер-классе "Декламация в России в начале ХХ века"

Виталий Шмидт
О международном мастер-классе "Декламация в России в начале ХХ века"


07 декабря 2014

Большой интерес к звучащему слову в начале ХХ века как в ораторском, в те­атральном, так и в поэтическом искусстве повлек за собой выпуск разнооб­разных пособий и организацию многочисленных курсов по обучению искус­ству декламации[1]. Звучащая художественная речь привлекла также внимание ученых, исследования которых велись в Петрограде в Институте живого слова (1918—1924; ИЖС) и в Кабинете изучения художественной речи (1923—1930; КИХР) при Государственном институте истории искусств. Их научный подход в области изучения декламации отличался особой междис­циплинарностью: с филологами, театроведами, музыковедами сотрудничали актеры, декламаторы, музыканты и поэты. Цели и задачи их исследования носили теоретический, эстетический и практический характер.

Подход к изучению феномена декламации изначально был интегрирован­ным и объединял ученых из различных теоретических и прикладных сфер. Стремясь оставаться в русле междисциплинарного метода рассмотрения дек­ламации, профессор Вальтер Кошмаль предложил провести международный мастер-класс «Декламация в России в начале XX века»[2], который состоялся с 24 по 26 октября 2012 года в Институте славистики университета г. Регенс­бурга (Германия). Этот мастер-класс объединил ученых из разных стран и научных дисциплин. Софья Богатырева (США), Екатерина Чоун (Велико­британия), Валерий Золотухин (Россия) и Виталий Шмидт (Германия) об­суждали и анализировали в рамках семинаров исторические, теоретические и практические стороны декламации.

Научное мероприятие сопровождалось программой «Декламация на прак­тике», состоявшей из творческих вечеров поэтов Ольги Чикиной (Рязань), Александра Левина (Москва) и совместного выступления Дмитрия Строцева (Минск) и Анны Вишневской (Мюнхен). Насыщенные разнообразными дек­ламационными приемами выступления поэтов, восприятие и передача ими поэтического звучащего слова стали неотъемлемой составной частью мастер­класса. Ведь здесь была предпринята попытка реконструкции научной и твор­ческой атмосферы, которая царила на заседаниях КИХРа, когда после выступ­лений декламаторов — Г.В. Артоболевского, В.А. Пяста, С.Г. Вышеславцевой и др. — следовали научные дискуссии. Такое объединение теоретиков и прак­тиков декламации, несомненно, дополняло и обогащало друг друга как в два­дцатых годах прошлого столетия, так и на мастер-классе в Регенсбурге.

Результат мастер-класса — представленные ниже статьи. Все работы раз­личны по тематике, содержанию и стилю, но подчинены общей задаче: по­казать, как из многочисленных точек соприкосновения поэзии, театра, лите­ратуроведения и лингвистики складываются контуры науки о звучащей художественной речи, огромную роль в зарождении которой сыграл Сергей Игнатьевич Бернштейн (1892—1970).

Родившийся в 1892 году в Тифлисе российский лингвист С.И. Бернштейн получил филологическое образование у выдающихся ученых А.А. Шахма­това, И.А. Бодуэна де Куртенэ, Л.В. Щербы, С.А. Венгерова и Д.Н. Овсянико-Куликовского. Он был одним из основателей и действительных членов Общества изучения поэтического языка (ОПОЯЗ)[3]. В 1923 году С.И. Берн­штейн основал и возглавил КИХР, где вплоть до 1930 года занимался иссле­дованиями звучащей художественной речи, используя свои обширные по­знания в стиховедении, экспериментальной фонетике, звукозаписи и т.д. После ликвидации КИХРа и переезда С.И. Бернштейна в Москву в 1931 году интересы ученого были связаны преимущественно с лингвистикой.

Благодаря теории и различным практикам перформанса, бурно развивав­шимся в последние несколько десятилетий, проблема материальности звуча­щей художественной речи снова начала вызывать большой научный интерес. В ряду исследований Поля Зюмтора, Рут Финнеган, Младена Долара, Мард­жори Перлофф, Райнхарда Майер-Калкуса, Дорис Колеш, Сибилле Кремер и многих других посвященные анализу декламационного произведения работы С.И. Бернштейна занимают особое место. Ведь именно он, рассматривая напи­санное и произнесенное стихотворения как различные произведения, одним из первых провозгласил звучащий стих самостоятельным объектом исследования.

Следующие статьи Валерия Золотухина, Виталия Шмидта и Екатерины Чоун представят подробную, основанную на архивных материалах историю КИХРа, анализ декламационных произведений по методу С.И. Бернштейна, влияние авторской декламации на сценическую речь, а также историю меж­дисциплинарного изучения интонации и ее использования в качестве худо­жественного приема. Таким образом, эти четыре статьи освещают как научно­исторические, так и культурно-исторические стороны такого важного литературного и театрального феномена, как звучащее художественное слово.

 

[1]  Пришедший из риторики термин «декламация» обозначал в научных кругах начала ХХ в. авторское или актерское исполнение стихов как одну из разновидностей звучащей художественной речи. Впоследствии распространение по­лучило синонимичное понятие «художественное чтение».

[2]  Названный мастер-класс прошел в рамках научного про­екта «Декламация в теории и на практике: С.И. Берн­штейн», задачей которого является исследование звуча­щего стиха начала ХХ в. и изучение методических и терминологических наработок в сфере теории декламации лингвиста С.И. Бернштейна. Научный проект осуществ­ляется под руководством профессора Вальтера Кошмаля (Институт славистики университета г. Регенсбурга) и при поддержи Фонда «Fritz-Thyssen-Stiftung».

[3]  Подробнее с биографией выдающегося ученого знакомит статья: Богатырева С.И. Краткое жизнеописание Сергея Бернштейна, ученого-лингвиста, в воспоминаниях и 43 до­кументах // Вопросы литературы. 2013. № 6.


Вернуться назад