Журнальный клуб Интелрос » НЛО » №129, 2014
Большой интерес к звучащему слову в начале ХХ века как в ораторском, в театральном, так и в поэтическом искусстве повлек за собой выпуск разнообразных пособий и организацию многочисленных курсов по обучению искусству декламации[1]. Звучащая художественная речь привлекла также внимание ученых, исследования которых велись в Петрограде в Институте живого слова (1918—1924; ИЖС) и в Кабинете изучения художественной речи (1923—1930; КИХР) при Государственном институте истории искусств. Их научный подход в области изучения декламации отличался особой междисциплинарностью: с филологами, театроведами, музыковедами сотрудничали актеры, декламаторы, музыканты и поэты. Цели и задачи их исследования носили теоретический, эстетический и практический характер.
Подход к изучению феномена декламации изначально был интегрированным и объединял ученых из различных теоретических и прикладных сфер. Стремясь оставаться в русле междисциплинарного метода рассмотрения декламации, профессор Вальтер Кошмаль предложил провести международный мастер-класс «Декламация в России в начале XX века»[2], который состоялся с 24 по 26 октября 2012 года в Институте славистики университета г. Регенсбурга (Германия). Этот мастер-класс объединил ученых из разных стран и научных дисциплин. Софья Богатырева (США), Екатерина Чоун (Великобритания), Валерий Золотухин (Россия) и Виталий Шмидт (Германия) обсуждали и анализировали в рамках семинаров исторические, теоретические и практические стороны декламации.
Научное мероприятие сопровождалось программой «Декламация на практике», состоявшей из творческих вечеров поэтов Ольги Чикиной (Рязань), Александра Левина (Москва) и совместного выступления Дмитрия Строцева (Минск) и Анны Вишневской (Мюнхен). Насыщенные разнообразными декламационными приемами выступления поэтов, восприятие и передача ими поэтического звучащего слова стали неотъемлемой составной частью мастеркласса. Ведь здесь была предпринята попытка реконструкции научной и творческой атмосферы, которая царила на заседаниях КИХРа, когда после выступлений декламаторов — Г.В. Артоболевского, В.А. Пяста, С.Г. Вышеславцевой и др. — следовали научные дискуссии. Такое объединение теоретиков и практиков декламации, несомненно, дополняло и обогащало друг друга как в двадцатых годах прошлого столетия, так и на мастер-классе в Регенсбурге.
Результат мастер-класса — представленные ниже статьи. Все работы различны по тематике, содержанию и стилю, но подчинены общей задаче: показать, как из многочисленных точек соприкосновения поэзии, театра, литературоведения и лингвистики складываются контуры науки о звучащей художественной речи, огромную роль в зарождении которой сыграл Сергей Игнатьевич Бернштейн (1892—1970).
Родившийся в 1892 году в Тифлисе российский лингвист С.И. Бернштейн получил филологическое образование у выдающихся ученых А.А. Шахматова, И.А. Бодуэна де Куртенэ, Л.В. Щербы, С.А. Венгерова и Д.Н. Овсянико-Куликовского. Он был одним из основателей и действительных членов Общества изучения поэтического языка (ОПОЯЗ)[3]. В 1923 году С.И. Бернштейн основал и возглавил КИХР, где вплоть до 1930 года занимался исследованиями звучащей художественной речи, используя свои обширные познания в стиховедении, экспериментальной фонетике, звукозаписи и т.д. После ликвидации КИХРа и переезда С.И. Бернштейна в Москву в 1931 году интересы ученого были связаны преимущественно с лингвистикой.
Благодаря теории и различным практикам перформанса, бурно развивавшимся в последние несколько десятилетий, проблема материальности звучащей художественной речи снова начала вызывать большой научный интерес. В ряду исследований Поля Зюмтора, Рут Финнеган, Младена Долара, Марджори Перлофф, Райнхарда Майер-Калкуса, Дорис Колеш, Сибилле Кремер и многих других посвященные анализу декламационного произведения работы С.И. Бернштейна занимают особое место. Ведь именно он, рассматривая написанное и произнесенное стихотворения как различные произведения, одним из первых провозгласил звучащий стих самостоятельным объектом исследования.
Следующие статьи Валерия Золотухина, Виталия Шмидта и Екатерины Чоун представят подробную, основанную на архивных материалах историю КИХРа, анализ декламационных произведений по методу С.И. Бернштейна, влияние авторской декламации на сценическую речь, а также историю междисциплинарного изучения интонации и ее использования в качестве художественного приема. Таким образом, эти четыре статьи освещают как научноисторические, так и культурно-исторические стороны такого важного литературного и театрального феномена, как звучащее художественное слово.
[1] Пришедший из риторики термин «декламация» обозначал в научных кругах начала ХХ в. авторское или актерское исполнение стихов как одну из разновидностей звучащей художественной речи. Впоследствии распространение получило синонимичное понятие «художественное чтение».
[2] Названный мастер-класс прошел в рамках научного проекта «Декламация в теории и на практике: С.И. Бернштейн», задачей которого является исследование звучащего стиха начала ХХ в. и изучение методических и терминологических наработок в сфере теории декламации лингвиста С.И. Бернштейна. Научный проект осуществляется под руководством профессора Вальтера Кошмаля (Институт славистики университета г. Регенсбурга) и при поддержи Фонда «Fritz-Thyssen-Stiftung».
[3] Подробнее с биографией выдающегося ученого знакомит статья: Богатырева С.И. Краткое жизнеописание Сергея Бернштейна, ученого-лингвиста, в воспоминаниях и 43 документах // Вопросы литературы. 2013. № 6.