ИНТЕЛРОС > №162, 2020 > Как выглядит страх: динамика советских и постсоветских нарративов первостроителей Уралмаша и их детей Наталья Граматчикова
|
Граматчикова Наталья (Институт истории и археологии УРО РАН; научный сотрудник Центра истории литературы; кандидат филологических наук) Gramatchikova Natalia (Ural branch of Russian Academy of Science; Center for the History of Literature; research fellow; PhD) Ключевые слова: Уралмашзавод (УЗТМ), Фонд первостроителей, страх, семейная история, соцгород, А.П. Банников, В.Ф. Фидлер, С.Б. Наварская Key words: Uralmash Plant (UZTM), Fund for the First Builders, fear, family history, factory settlement, A. P. Bannikov, V. F. Fidler, S. B. Navarskaya УДК/UDC: 929 Аннотация: Статья анализирует те «следы», которые оставляет в тексте страх, пережитый человеком в прошлом или актуальный на момент создания текста. Материалом исследования являются эго-документы трех периодов: времени строительства Уралмаша (1928—1933), времени создания «Фонда первостроителей Уралмаша» из воспоминаний заводчан (1965—1983) и времени постсоветских воспоминаний уралмашевцев 1930—1940-х годов рождения. В каждом периоде выявляются жанры либо элементы нарративной структуры, запечатлевшие тревожащие авторов текстов чувства и ситуации. Высказывается гипотеза о том, каким образом эпический канон первостроителей связан с формированием ситуации «преждевременной инициации» следующего поколения. Abstract:This article analyzes the “traces” left in texts by the fear people experienced in the past or during the creation of said text. This research is based on the ego-documents of three periods: the construction of Uralmash (1928—1933); the establishment of the Fund of the First Builders of Uralmash, based on the memories of the factory workers (1954—1983); and the post-Soviet memories of the their descendants, born from 1930 to 1940. In each period, genres or elements of a narrative structure containing disturbing feelings and experience are identified. The article suggests a hypothesis on the epic canon of the first builders and its relation to the creation of the situation of “early initiation” for the next generation.
Gramatchikova Natalia. The Appearance of Fear: The Evolution of Soviet and Post-Soviet Narratives of the First Uralmash Builders and Their Descendants [1] В советском официальном дискурсе 1930—1980-х годов, относящемся к индустриальной сфере, страх был легализован точечно: например, можно (и должно) было бояться «зависимости от капиталистического окружения», был понятен страх эвакуированных в годы Великой Отечественной войны. Переживаемое чувство страха требовало разрешения в активном противовесе — в ненависти к врагу, азарте соцсоревнования и др. В публицистике страх был «разрешен» ситуативно: чаще как фрагмент нарратива преодоления героем своих тревог и сомнений, как дорога к победе над собой и ситуацией; бояться и сомневаться — характеристика «чужих» на строительстве (например, иностранных специалистов). При этом страх, безусловно, был значим как часть дискурса, поскольку через свое отвержение входил в важные героико-конструирующие формулы «мы не боимся», «нас не запугать» и др. Все, что на сегодняшний момент известно об обстоятельствах строительства заводов-гигантов, о политической и социально-экономической ситуации первой пятилетки, убеждает нас, что создателям индустриальных объектов было чего бояться. Однако эти страхи оказываются глубоко табуированы и силой господствующего дискурса, и собственной потаенной природой: названный по имени, проговоренный и рассказанный, страх теряет часть своих свойств и может быть подвергнут рефлексии и рационализации. Исследовательскими вопросами в таком случае становятся следующие: можем ли мы обнаружить страхи заводчан «первой формации» и позднейших (именно обнаружить, а не приписать им по умолчанию, по аналогии с собой)? Какие источники дают материал для этого? Какие виды мимикрии (прежде всего — риторической) использует страх как социально-психологический феномен? Какие средства работы со страхом со стороны его носителей доступны для анализа в текстах? Материалами нашего исследования по истории Уральского завода тяжелого машиностроения (УЗТМ) в ракурсе одной антропологической категории являются архивные документы Музея истории Уралмашзавода, большая часть которых впервые вводится в научный оборот, и публикации, связанные со строительством завода и соцгорода, принадлежащие трем временным периодам: 1) документы времен строительства Уралмашзавода (конец 1920-х — начало 1930-х годов), включая личный фонд первого управляющего Уралмашиностроя А.П. Банникова; 2) «Фонд первостроителей Уралмаша» — воспоминания работников завода (1968—1983), собранные музеем к юбилею завода, но оставшиеся неопубликованными; 3) опубликованные в постсоветское время воспоминания «детей Уралмаша», 1930—1940-х годов рождения.
1930-е: мавзолей для директора
Условия возведения заводов-гигантов первой пятилетки (1928—1933) были таковы, что далеко не все обстоятельства стройки определялись стратегической линией на индустриализацию страны. Конец 1920-х знаменуется отчаянной борьбой политических и хозяйственных властных группировок, лоббирующих проектирование и финансирование различных промышленных объектов [2]. Работы по проектированию Уральского машиностроительного завода в 5 км к северу от Свердловска начались в 1926 году, 7 декабря того же года управляющим Уралмашиностроя был назначен Александр Петрович Банников (1895— 1932). Банников был энергичным, харизматичным лидером, с «правильным» опытом Гражданской, вписывающимся в многочисленную когорту «красных директоров», способных действовать в сложнейших условиях высокой личной ответственности за решения, принимаемые часто вынужденно и в условиях тотального дефицита (прежде всего, времени и опыта) [3] [Фицпатрик 2008; Лейбович 2017]. Эпоха 1930-х видела индустриализацию своеобразным продолжением Гражданской войны. Предполагалось, что качества руководителя, равно как и его лояльность к власти, выявились в те годы открытого противостояния особенно отчетливо. В 1933 году Ф. И. Ясырев вспоминал о Банникове:
В должности управляющего Уралмашиностроя Банников проявил себя достаточно гибким хозяйственником: именно ему, по воспоминаниям современников, принадлежат реализованные идеи продажи вырубаемого под цеха леса для пополнения бюджета стройки, организации подсобного хозяйства для снабжения рабочих продуктами питания, устройства рабочей артели по промывке золота на соседней с заводом речке и даже продажи в трамваях пива и воблы для увеличения пассажиропотока этого весьма медлительного тогда вида транспорта [Агеев, Бриль 2003: 47, 49—50, 91]. Главным инженером проекта и Уралмашиностроя 15 декабря 1926 года назначен Владимир Федорович Фидлер (1881—1932), человек с большим профессиональным опытом и знаниями (в прошлом главный инженер златоустовских государственных заводов), с культурным багажом и перспективным видением, помощник технического руководителя Уральского горнозаводского треста, руководящий работами по проектированию, расширению и реконструкции уральских металлургических заводов и искренне сочувствующий планам новой власти [Агеев, Бриль 2003: 52]. Банников и Фидлер стали «отцами-основателями» Уралмаша не только потому, что действительно стояли у истоков строительства (хотя оба они не дожили до официального пуска завода 15 июля 1933 года), но и потому, что скоропостижные смерти обоих заполнили пустующую нишу мифологемы «строительной жертвы» завода заводов, создав атмосферу дела, которое «прочно, когда под ним струится кровь». Другим первостроителям Уралмаша (завода и соцгорода) повезло меньше: имена Ф.Ф. Эйхе, В.А. Гассельблата, И.С. Беленького, Л.С. Владимирова, Б. Шефлера и других, пострадавших в годы репрессий, оказались вычеркнуты из официальной истории становления завода. И директор, и главный инженер Уралмашинстроя скончались во время служебных командировок в Москву: Банников в апреле, Фидлер в октябре 1932 года. Вскрытия не проводилось, после кремации урны с прахом были доставлены в Свердловск. Некоторые обстоятельства их ухода из жизни вызывают вопросы, на которых мы не будем здесь останавливаться, хотя, возможно, они имеют непосредственное отношение к теме страха. В качестве официального диагноза у Банникова фигурирует белокровие, у Фидлера — обострение сердечно-сосудистого заболевания [5]. К моменту встречи траурного поезда на площади перед центральной проходной завода была сооружена усыпальница (проект М.В. Рейшера), куда после прощального митинга поместили урну с прахом. В октябре 1932 года «в южной части мавзолея» была размещена и урна с прахом В.Ф. Фидлера. Мавзолей в виде черного гранитного куба дважды в сутки служил идущим на смену наглядным напоминанием о верной жизненной цели и мерилом истинной цены строительства. В архитектурном смысле он воплощал сердцевину символической оси соцгорода на площади, соединяющей собственно завод и заводское поселение. Другой конец улицы-оси (ныне — бульвара Культуры) венчался контрастным сооружением — архитектурной высотной доминантой — Белой водонапорной башней, спроектированной тем же М.В. Рейшером (построена в 1931 году), с самым вместительным на тот момент баком в мире (700 кубических метров) [Агеев, Бриль 2003: 61 [6]]. Архетипические смыслы этой «уралмашевской оси» (белое — черное, текучее — каменное, цилиндр — куб, дающее жизнь — напоминающее о смерти, плавящее железо и укрощающее огонь) не были актуализированы в повседневности первостроителей, однако они работали подспудно, создавая мощную символическую матрицу «завода заводов». Судьбы А.П. Банникова и В.Ф. Фидлера разошлись, как ни парадоксально, уже после смерти. Причиной стал страшный по разрушительной силе пожар в кузнечно-прессовом цехе в декабре 1933 года, через несколько месяцев после пуска завода. Сюжет с публичным судебным процессом по «Делу о поджоге» мы оставим в стороне, сообщив лишь, что одним из главных обвиняемых оказался уже покойный к тому времени В.Ф. Фидлер, назначенный «главой контрреволюционной организации», после чего урна с его прахом покинула мавзолей [7] . Таким образом, даже краткое изложение обстоятельств строительства и пуска завода дает представление о той насыщенной неожиданными поворотами реальности, в которую были погружены первостроители. Фигура Банникова интересна как своей типичностью для руководителя сталинской эпохи, так и уникальным набором деловых и человеческих характеристик; кроме того, его образ оказался вписан в устную [8] и официальную историю завода и района [9]. 1990-е, ниспровергнувшие многие авторитеты, лишь способствовали героизации и романтизации образа Банникова: публикации тех лет не только добавляют человеческие черты в представленный официальным дискурсом образ [10]; но даже представляют Банникова в семейной памяти заводчан в традиционной роли святого, встреча с которым изменила жизнь («Беспризорник и всадник на белом коне» [Ергина 1996]). Документы личного фонда А. П. Банникова дают возможность раскрыть, какова была ситуация дискурсивного выбора, в которой находился руководитель того времени, каким перформативным потенциалом обладали доступные ему жанры словесности. Иначе говоря, эго-документы фонда, на наш взгляд, могут быть прочитаны не столько как отражение того, чего страшился (опасался, тревожился и др.) руководитель, сколько того, каким образом он мог совладать со своими опасениями и страхами. Первым таким ресурсом оказывается лирика. Стихи самого Банникова, сохранившиеся в записных книжках и письмах, к публикации не предназначались, большая часть представляет собой элегические послания жене. В этой лирике он выступает как наивный автор, в образности и ритмике текстов которого очевидны гимназическое знакомство с русской классикой (прообразы стихов Пушкина, Баратынского и др. вполне узнаваемы) и любовь к городскому романсу. В целом, склонность к стихотворчеству была довольно характерна для «первых коммунистов». Основными причинами, на наш взгляд, были следующие: с одной стороны, «новых людей» привлекала практика активного освоения культурных моделей и образцов, с другой, лирика оказывалась единственным способом говорить о чувствах, в особенности болезненных и не совпадающих с эпохой. Одной из повторяющихся тем лирики тридцатилетнего Банникова становится ощущение «тяжести лет», возраста, разлада с «толпой», отъединенности (если говорить о стихах, датированных 1927 годом, то есть самым началом сложного, последнего его «уралмашевского» периода). Жанр элегии с элементами городского романса вполне справляется с функцией контейнирования тревожащих Банникова переживаний. «Потоки жизни», ощущаемые автором повсюду [11], пронизывают «толпы людей», объединенных общим желанием «скорей у цели своей быть». Сам лирический герой равно далек и от одиноких стариков («их путь тяжел / все позади...»), и от молодых людей «с громким смехом, с задором жизненным во всем»; на их фоне он с тоской ощущает некий паралич воли, без преодоления которого дальнейшее движение для него невозможно [12]. То, насколько эта сторона Банникова была «нефасадной», подтверждают воспоминания его сына Александра, ожидаемо подчеркивающего в образе отца-директора цельность натуры и полную поглощенность делами завода:
Однако архив А. П. Банникова настойчиво свидетельствует о другом. В письме жене из Ленинграда (от 26 января 1927 года), написанном на узких полосках бумаги, самим способом записи создается особый ритм, напоминающий стихотворение в прозе. Письму предпослан эпиграф из романса — «голоса сердца» нескольких поколений горожан («Утро туманное, утро седое...»). В этом послании озвучиваются все те же чувства, навеянные особым созвучием «седого и туманного ленинградского утра» «с сереньким светом», наполняющим комнату и душу:
Мотивы внутреннего разлада, утраты целостности, отчуждения, ощущение себя старым и слабым — типичные для лирики Банникова и в целом для активных преобразователей жизни того времени, воспринимающих эти состояния не как естественную «жизнь души», а как чреватый смертью болезненный надлом, как начало умирания. Неизбежные процессы возрастных изменений, рефлексии, переоценки ценностей оказываются не ко времени и, будучи интерпретированы как колебания и сомнения, могут стоить слишком дорого их обладателям, учитывая, что должности этих «наивных авторов» и эпоха требовали от них решительности, цельности и скорости [15]. Мы не располагаем образами лирики Банникова уралмашевского периода (и неизвестно, была ли она), однако можно предположить, что ноша ответственности и возраста многократно возросла. В фонде Евгении Георгиевны Банниковой, вдовы директора, находится расшифровка стенограммы(?) доклада Банникова, датируемая летом 1931 года [16], последним летом жизни директора. Этот доклад является образцом внутренней управленческой риторики, не отредактированной для публикации. Банников перечисляет объекты завода, обязательные к пуску до наступления холодов, определяет степень их готовности [17] , указывает на ресурсы в виде правильной организации рабочей силы, призывает помощь Москвы [18]: характерна для эпохи милитаристская мобилизационная риторика: это «боевое строительство» [19], где задачи неизмеримой (за неимением опыта для сравнения) трудности нарекаются «почетными»:
Внимание привлекает последняя страница текста, в которой после 10 страниц цифр, процентов и полного отсутствия имен и фамилий, неожиданно появляется и многократно повторяется адресация к человеку по имени Иван Петрович [20]:
Расширение контекста позволяет установить, что «Иваном Петровичем», которому адресована комплиментарная кода доклада, является Иван Петрович Павлуновский (1888—1937), заместитель наркома тяжелой промышленности СССР, С. Орджоникидзе, вероятно, известный Банникову еще по Гражданской войне. Краткий послужной список Павлуновского характеризует его как одного из наиболее радикальных следователей: в органах ЧК с 1918 года, руководил борьбой с дезертирством и казнями заложников, был командирован в Кронштадт во время восстания 1919 года. С января 1920-го — полномочный представитель ВЧК в Сибири, создал дело о «Союзе трудового крестьянства», разрабатывал операцию по захвату барона Унгерна. По его резолюции были расстреляны бывший начальник Пермской железной дороги Н.И. Бобин и создательница «женского батальона» Мария Бочкарева. С 1922 года возглавлял Комиссию по реквизиции продовольствия в Сибири, автор доклада «О карательной политике» (1921) с изложением системы репрессивных мероприятий в отношении контрреволюционных элементов. В 1927—1934 годы — член ревизионной комиссии ВКП(б). С 1932 года — замнаркома тяжелой промышленности СССР. И.П. Павлуновский был, безусловно, грозной фигурой, основные дела которого проходили на территории, хорошо знакомой Банникову. Однако руководители строек были поставлены в условия, при которых им приходилось не (с)только бояться «московских гостей», но и использовать их как силу обоюдоострую, способную усилить их конкурентные позиции в Москве, подтверждение чему мы находим в следующем абзаце доклада:
В итоге проверяющие оказывались связанными с подведомственными предприятиями почти круговой порукой. Финальная фраза выступления Банникова: «Ту телеграмму, которую послал тов. Павлуновский о том, что пуск завода совершенно реален — мы работой нашего коллектива эти слова полностью оправдаем (бурные аплодисменты)» [23], — говорит о том кредите доверия, который Павлуновский в случае срыва сроков каким-то образом должен был бы оплатить и сам. Таким образом, риторически-подобострастные фигуры доклада Банникова, на первый взгляд не соотносящиеся с образом «яростного большевика», могут быть рассмотрены как доступные практики работы со страхом, свойственные членам «вертикали власти», как попытки «заклинания» самого чувства и «приручения», использования в интересах своего дела самого носителя угрозы [24]. Посмертные судьбы А.П. Банникова, В.Ф. Фидлера, И.П. Павлуновского, расстрелянного на Коммунарке на следующий день после ареста в 1937 году, говорят о том, что даже смерть более не могла считаться гарантией сложившейся судьбы и, следовательно, окончанием страхов для семьи. Парадигма века XIX, утверждавшего осмысленность и неслучайность смерти («Смертью осмысливается вся жизнь человека» [Волошин 1988: 529]), оказывается попранной. Судьба человека формируется не «окончательным ударом» смерти, выводящей личность из тумана жизненных обстоятельств [25], но переходит в руки тех, кто формирует авторитетный дискурс.
1960—1980-е годы: (не)юбилейные воспоминания
Начиная с 1955 года происходит переконфигурация архитектурной «памяти места»: на месте усыпальницы Банникова установлен памятник Серго Орджоникидзе (проект скульптора Г. Нерода и архитектора А. Бойко), вид на конструктивистскую Белую башню закрывается в конце 1970-х зданием Дворца культуры Уралмаша. Прах Банникова переносят ночью, на церемонии присутствует вдова Банникова, представители дирекции, партийного, профсоюзного комитетов завода, городских организаций. Главный инженер завода Сергей Иванович Самойлов помещает урну в стелу, слева от памятника Орджоникидзе, прикрепляет табличку с надписью («Организатору Уральского завода тяжелого машиностроения Александру Петровичу Банникову. 1895—1932») и фотографию, позднее замененную на горельеф. В случае Уралмаша тенденция нормализации и застывания авторитетного дискурса, основная функция которого в эти десятилетия, состояла в том, «чтобы создавать ощущение, что именно эта репрезентация является единственно возможной, повсеместной и неизбежной» [Юрчак 2014: 55], отразилась в повести А. Бусыгина «Первый директор» (1977), где документальность имитируется, в числе прочего, введением в текст уже знакомого нам отредактированного автором текста доклада Банникова [26], в котором отсутствует само упоминание Павлуновского, а из всего многообразия акторов оставлена поддержка со стороны С. Орджоникидзе. Еще более мифологизирует историю в соответствии с господствующей идеологией фильм «Тем, кто остается жить» (реж. Н. Гусаров, 1982, Свердловская киностудия). Рядовые участники строительства Уралмашзавода заговорили лишь в конце 1960-х. В это время история Советского Союза и больших строек переписывается «набело», уцелевшие для официальных упоминаний фигуры первостроителей и руководителей завода расставляются таким образом, чтобы заполнить зияния и лакуны, оставшиеся после вычеркивания менее удачливых соратников [27] . Новый импульс по сохранению истории начала 1960-х сохраняет представление о важности и сохранения памяти, и ее подконтрольности. Идея создания «Фонда первостроителей Уралмашзавода» исходит от руководства созданного в 1967 году Музея истории УЗТМ. «Анкету участника строительства Уралмашзавода в период с 1928 по 1934 год» заполнили около сотни бывших работников. Собранные документы составили уникальный фонд, являющийся памятником двух эпох — времени строительства завода и времени его высшего расцвета, определившего ту перспективу, откуда конструкторы, директора, начальники бюро, рабочие и др. смотрят на «начало времен». Партийный адресат этих воспоминаний и предполагаемое их использование в юбилейных публикациях задают высокий тон вспоминающих первые годы завода и определяющих свой вклад в становление его производств. Однако не только официальный заказ формирует характер памяти. А. Юрчак, опираясь на Дж. Батлер, напоминает, что субъект, конструируя себя через повторение нормативных высказываний, в то же время никогда не задается ими полностью, оставаясь открытым изменениям [Юрчак 2014: 68]. Для большинства авторов коллективная идентичность уралмашевца — важнейшая часть самоидентичности; завод, как и соцгород, вырос на их глазах и их трудами, его ценностью оправдывается/наполняется их непростая жизнь. Таким образом, негативные эмоции и сложности отечественной истории «естественным образом» в большинстве своем не попадают в дискурсивное поле авторов воспоминаний. «Большая история» присутствует только как отраженная в деятельности завода, а личная история редуцирована до вклада в дело строительства Уралмаша (и часто хронологически фрагментирована в соответствии с этим). Однако есть несколько моментов, когда негативный и травматизирующий опыт имеет шанс быть запечатленным в юбилейно-автобиографических текстах. Во-первых, для первостроителей важна оппозиция «тогда — сейчас» / «было — стало», которая позволяет оценить масштаб преобразований, в силу чего некоторые впечатляющие детали прошлого оказываются фоном для комфортного настоящего: чаще других встречаются воспоминания о непролазной грязи на улицах поселка, холоде в цехах и в бараках. Эти мотивы присутствуют даже в текстах с высоким уровнем самоцензуры: у парторгов и вдовы директора Банникова.
Неизбежным для автобиографии является упоминание о болезненном опыте, если это результат серьезной производственной травмы, изменившей трудовую биографию. Таких воспоминаний немного.
Пережитые страх и боль в контексте юбилейных воспоминаний чаще озвучиваются не сами по себе, но для создания контекста характеристики «главных первостроителей». Так, например, описание «роковой ночной смены» С.К. Гаевым встроено в более широкую рамку благодарной памяти руководству завода и коллегам. В ночь с 6 на 7 мая 1930 года кисть левой руки рабочего попала в сцепление шестерен, и ее «измяло в суставе».
Это воспоминание о действительно роковой ночи продолжается рассказом о том, что «после сразу-же по распоряжению замначальника строительства Городнова Ивана Григорьевича дали легковую автомашину» и в сопровождении врача госпитализировали в Свердловскую областную больницу, где прооперировали («отрезали руку еще выше» [32]). Далее С.К. Гаев с благодарностью перечисляет посещения его товарищами и мастерами в больнице, вспоминает сочувствие персонала больницы, а главное — свидетельствует о том, что начальство Уралмашиностроя сделало все, чтобы дальнейшая жизнь молодого рабочего не была перечеркнута этой травмой:
Эти редкие эпизоды воспоминаний работников, сам отбор которых свидетельствует о том, что их в целом благополучная жизнь длилась до конца 1960-х годов [34], тем не менее ярко характеризуют условия производства и уровень доступности медицинской помощи. Еще более впечатляющей картина состояния здоровья уралмашевцев выглядит в воспоминаниях заслуженного врача Н. А. Савичевой-Смирновой. Подготовив объемный, наполненный цифрами отчет о развитии службы здравоохранения на Уралмаше, она всецело находилась в рамках своей профессиональной сферы (т.е., по сути, готовила делопроизводственный документ), но общая перспектива определялась как раз основной оппозицией дискурса, противопоставляющей трудное начало впечатляющим успехам настоящего: неслучайно последняя страница воспоминаний открывается словами:
Именно погруженность в собственную профессиональную сферу лишила созданный документ ожидаемого цензурирования. Внешнего наблюдателя картина, нарисованная Савичевой-Смирновой, не может не впечатлить тем, что это редкое позднесоветское свидетельство, запечатлевшее «внезаводскую» реальность первостроителей. «Историко-хронологические данные о развитии медицинской службы УЗТМ» Н.А. Савичевой-Смирновой объемны: здесь и «неблагоустроенность бытовых условий, скученность в бараках», порождающие «вспышки сыпного тифа и тифо-паратифозных заболеваний», и «много больных малярией» [36]; тяжелые пневмонии с психозами и бредовыми состояниями, тяжелые туберкулезные больные — в общем терапевтическом отделении, больные с катаральной желтухой — в общих палатах (до 1952 года). До 1933 года отсутствовала квартирная скорая помощь, только в исключительных случаях, «по сигналу родных или соседей», врач, без соблюдения участковости, направлялся к больному, утопая в грязи, теряя калоши, блуждая между бараками без названия улиц, с трудом находя нужный адрес [37] . «С 1934 года вызовы скорой помощи обслуживались на грузовых фургонах» [38], но
Во время Отечественной войны тема смерти в соцгороде зазвучала применительно к присланным на УЗТМ рабочим из Средней Азии, высокая смертность среди которых породила народную расшифровку аббревиатуры УЗТМ — «Узбек, Здесь Твоя Могила». Впрочем, и здоровому человеку на Уралмаше было не всегда спокойно. Для отражения в воспоминаниях первостроителей случаи пережитой опасности также нуждаются в дополнительной мотивировке. Например, инженер В.А. Ивановский, характеризуя степень своего знакомства с А.П. Банниковым, среди эпизодов, случившихся с ним, как он считает, из-за недостатка жизненного опыта, рассказывает, как однажды после субботника не воспользовался предложением Банникова поехать с ним на служебном автомобиле в город, а предпочел отправиться за рулем «нового велосипеда, только-что приобретенного по велообязательству». На почти законченном шоссе, соединявшем Свердловск и собственно завод, идущем через густой сосновый лес (ныне местоположение кинотеатра «Заря»), Ивановский подвергся нападению «незнакомых людей», которых «интересовал велосипед», и только скорость помогла ему уйти от их выстрелов. До Свердловска было еще несколько километров, и после пережитого страха молодой человек
Воспоминания Ивановского сохранили развернутую картину его реакций на стресс, реальных опасностей пути (грабители и цыгане) и возможных мер защиты (скорость и песок). Мотив счастливо избегнутой опасности сочетается с характеристикой собственной неопытности по контрасту с немногословной прозорливостью Банникова. Тот же мотив избегнутой опасности встречается в воспоминаниях о ситуациях некриминальных, но характеризующих определенную гражданскую смелость работника (впрочем, часто неумышленную). Пережитая гамма чувств (удивление, растерянность, мобилизация, страх возможного наказания) приводит к тому, что незначительный, казалось бы, эпизод трудовой биографии включается автором в итоговые воспоминания, часто — неоднократно [42]. Так, М.С. Аникеева в каждой из трех версий своих воспоминаний воспроизводит эпизод, когда она, молодой работник коммутатора, отказалась выполнять распоряжение В.Ф. Фидлера о срочном соединении его с абонентом, руководствуясь полученным ранее приказом А. П. Банникова о запрете разъединения продолжающихся разговоров. Конфликт лояльностей, в результате которого юная работница оказалась в ситуации служебного противостояния на равных с двумя первыми лицами Уралмашиностроя, ее решительность подтверждают ее значимость в собственных глазах:
Аналогичен по сложной эмоциональной окраске эпизод, приводимый библиотекарем А.Б. Сахаровой. Ее личная «комнатушка», где она, выполняя распоряжение об организации детской библиотеки в соцгороде, устроила библиотеку, перестала вмещать читателей, а помещения все не выделяли:
Интересно, что обычно такие эпизоды не заключаются никаким «выводом», объясняющим причину включения его в воспоминания. На наш взгляд, это говорит, во-первых, о том, что основная причина включения подобных эпизодов в личную биографию заводчанина состоит в том, что они комплиментарно характеризуют самого автора, повышая его самооценку; с другой стороны, безоценочность нарратива может косвенным образом свидетельствовать о том, что эпизод содержит элементы непроработанной травматизации, когда пережитый опыт важен, но «не получил имени» (прежде всего в силу личного его характера: в общем авторитетном дискурсе для таких эпизодов не было места, и потому их «готовых оценок» взять было неоткуда). Эпизоды, приведенные выше, говорили о страхе и тревогах, оставшихся на момент создания текстов в прошлом. К концу 1960-х риторические формулы о заводе как «первенце» и «детище» всего коллектива, и в первую очередь, конечно, директора, были прочно вписаны в индустриальный и исторический дискурс о «больших стройках». Поскольку Банников воспоминаний, по понятным причинам, не оставил, а Фидлер был сдвинут с пьедестала, то роль «вдовы директора» вышла на первый план. Воспоминания «директорских вдов» образуют довольно однородный по конструкции корпус текстов, в котором ведущую роль играет самоцензура, как показывают нам сохранившиеся в архиве музея рукописи Е.Г. Банниковой о строительстве Уралмаша и его первом директоре (1965—1970). Несмотря на прошедшие три с половиной десятилетия со времени смерти мужа, на ранний уход из жизни дочери, личные бумаги которых Евгения Георгиевна хранила до конца жизни, воспоминания об Александре Петровиче Банникове носят крайне объективированный характер [45]. Работа с рукописью показывает, что основной характер правок, с некоторой долей условности, можно назвать невротическим: это перестановки слов, от которых совершенно не меняется общий смысл высказывания, но которые свидетельствуют о крайней неуверенности человека в себе как в авторе. Итак, здесь мы встречаемся со страхом в настоящем — страхом при создании текста. Банниковой хорошо известно, каким должен/может быть образ «легендарного директора»; она, несомненно, хотела написать «правильно», попав в ожидаемый от нее дискурс. Интересно, что максимум биографических подробностей о себе и муже она рассказывает устно, не озвучивая позднее этих сведений [46]. Заглавие воспоминаний носит подчеркнуто официальный идеологический характер: «Как воплощал в жизнь принципы идей В.И. Ленина [47] Банников Александр Петрович как в работе так и повседневной домашней жизни». Рукопись Банниковой дает возможность исследовать, каким образом человек, оказавшийся в ситуации высокой (само)цензуры, осуществляет дискурсивный выбор, легитимируя прежде всего для себя самого рассказ о реальных ситуациях из прошлого через поиск уже одобренных властью и растиражированных эпизодов ленинской биографии. Приведем один показательный пример. Общительность Банникова, его способность говорить на языке собеседника были общеизвестны среди заводчан. Евгения Георгиевна хочет рассказать о том, как еще в бытность в Тюмени к Банникову, проводившему выходные на рыбалке, приезжали беседовать крестьяне. Тов. Банников, чтобы глубже знать нужды сельских труженников, а следовательно в зависимости от этого давать директивы на места, он неограничивался отчетами из районых центров, а ездил сам в районы, и на местах выявлял нужды Мы видим множественное цитирование языка официальной публицистики, который, однако, не позволяет автору совершить плавный переход к изложению эпизодов собственной, частной памяти (именно дискурсивный стык отмечен наибольшей правкой, см. второй абзац фрагмента); в уралмашевских эпизодах автор ссылается на коллективную память заводчан (ветераны и старожилы, которые помнят и могут подтвердить). Спасительным звеном оказывается найденный сюжет «Ленин и ходоки», где эталон осторожно дистанцирован словами «в миниатюре» и «отдаленно напоминали». Найденный паттерн «Ленин и ходоки» кажется беспроигрышным и безопасным. К середине 1960-х это один из наиболее популярных сюжетов художественной ленинианы: представленный десятками картин, из которых наибольшую известность получило полотно В. А. Серова «Ходоки у Ленина» (1950), однако сюжет разрабатывался с 1930-х: М. К. Соколов. «Ходоки у Ленина» (1939), Ф. А. Модоров. «Ходоки у Ленина» (1939) — до 1980-х: А. Н. Снопок. «Ходоки у Ленина» (1970-е), Ю. К. Баликов «Ходоки у Ленина» (1980) и др. Второй вариант этого текста выглядит намного спокойнее в отношении правки: «слово найдено», в дальнейшем параллель Ленин — Банников используется многократно, однако, следуя иерархии, перемещается в начало текста, и тогда уже жизнь Банникова привычно становится иллюстрацией вечных ленинских принципов:
На наш взгляд, именно общее более спокойное состояние автора позволяет включить во второй вариант текста вполне человеческие подробности семейного отдыха Банниковых после отъезда крестьян, рассказавших «о том, что мешает им нормально жить».
Таким образом, мы видим, как в памяти первостроителей — тех из них, кто дожил до юбилея и прошел «предварительный отбор», получив просьбу парткома и «анкету первостроителя», прошлый страх обнаруживает себя, только если мыслится как удачно преодоленный (либо, как в воспоминаниях врача, не будучи опознан как страх), однако чем выше социальная ответственность автора воспоминаний, тем больше у страха шансов переместиться в настоящее и повлиять на процесс создания текста (и следовательно, на память о событии, которое никогда уже не будет рассказано его участниками иным языком).
1990—2000-е годы: дети, не ставшие взрослыми
Новая волна «сохранения памяти» рождается в условиях краха основных советских коллективных идентичностей. Их место занимает память семейная и поколенческая. Одним из активных деятелей Уралмаша в этом направлении становится инженер-конструктор Стальда Борисовна Наварская (1932—2015), инициировавшая сбор воспоминаний уралмашевцев, составивших книгу с обстоятельным названием «Непридуманные истории, подсказанные людской памятью: 30, 40, 50-е годы XX столетия в воспоминаниях детей, давно ставших взрослыми» [Непридуманные истории 2013]. Сама Наварская в своей документальной повести — «Родословной» [52] одно из центральных мест отводит отцу — Борису Африкановичу Степанову, «первому коммунисту», вершиной карьеры которого стала должность председателя Березовского райкома ВКП(б). Отец был арестован в 1937 году, почти два года провел под следствием, но был выпущен, ушел добровольцем на фронт, где погиб после седьмого ранения под бомбежкой госпиталя. Целью С. Наварской было рассказать историю отца по возможности без купюр и запечатлеть значимый для нее образ, который она достраивает, в том числе, с помощью кинематографических образцов [Граматчикова, Енина 2015]. Показательна определенная смена парадигмы: Стальда Борисовна Наварская, прожив долгую и успешную профессиональную и личную жизнь, главным делом считает возможность выстроить историю своей семьи (= «одной советской семьи»), используя множество подлинных свидетельств, сохраненных домашним архивом (фрагменты дневника, записных книжек, фотографии, переписка отца и матери, рисунки и письма «во власть»). Та же «семейная парадигма» личной биографии оказывается ведущей в «Непридуманных историях», не случайно в названии фигурируют «воспоминания детей». Мы предполагаем, что участникам проекта был предложен список вопросов, касающихся их детства в соцгороде Уралмаш, школы, учителей и одноклассников, военных лет и др. Если авторы «Фонда первостроителей» оценивали свою задачу в жанре эпоса — «чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния... не остались в безвестности» [Геродот 1972: 11], то здесь перед авторами (аналогичной социальной выборки) стояла задача сохранения памяти о месте и времени, во многом определившим их идентичность (прежде всего, поколенческую). При этом нет сомнений, что ни намерения, ни задания «вспомнить плохое» не было. И тем не менее специфика постсоветских нарративов воспоминаний отчетливо видна — их авторы нередко рассказывают о перенесенных трудностях, лишениях, обидах. Едва ли не в каждом воспоминании встречается эпизод, где «дети Уралмаша» сталкивались с опасностью в одиночку, без взрослых. Значительная часть их детства — это игры, в силу специфики места и времени сопряженные с опасностью: (удачный) поиск оружия и патронов, забавы у сточных канав, катания на «прицепе» немногочисленных машин и др. В контексте нашей темы мы бы хотели обратить внимание на те фрагменты, в которых «дети, ставшие взрослыми», описывают пережитые ими эпизоды страха. Поскольку они многочисленны, мы можем лишь отослать к полному тексту книги и ограничимся парой фрагментов (сама С.Б. Наварская приводит в автобиографии два серьезных эпизода, связанных с угрозой для жизни). Горный инженер Ю. Колмаков вспоминает:
Из рассказа А. Шабановой о детстве мужа Анатолия Шабанова (1937 г.р.), начальника бюро отдела главного металлурга Уралмаша:
Это самые драматические эпизоды, но ситуация архетипична: ребенок оказывается в одиночестве там и тогда, когда еще не готов контролировать окружающее (идет ли речь о длительном пребывании дома; о самостоятельной поездке на трамвае в центр города; об уборке картошки в пригороде, где кроме леса, костра и звезд были проливные дожди и единственные ботинки, «снятые с коньков брата»:
На всю книгу воспоминаний приходится лишь один (!) эпизод совместного времяпрепровождения с родителями [53]. Что же взрослые? Работающие «первостроители» практически не упоминают о семьях. Лишь к 1980-м годам в воспоминаниях, «по остаточному принципу», в формате делопроизводственных документов, начинают встречаться сведения о семье автора воспоминаний, по большей части это происходит в случаях, в которых автор оценивает свое семейное положение как «нерядовое» или «успешное» («воспитала четырех сыновей», «счастлива я и в быту» и др.). И тем не менее в единичных случаях, в нарративах, построенных на далеких от делопроизводственной прозы моделях, мы можем встретить свидетельства конфликта норм (традиционной семейной модели и урбанистической в условиях отсутствия инфраструктуры). Так, например, Наталья Савельевна Рожина, потерявшая отца в войну, вспоминает именно его беспокойство о себе как свидетельство заботы и любви:
Здесь отцовская тревога за дочь приобретает понятные эпохе оппозиции, где «передовая комсомолка» — единственная альтернатива «сбившейся с пути» девице. Редчайший случай — отцовское свидетельство Василия Петровича Белика (1906 г.р.):
Таким образом, витальная потребность внутрисемейной заботы и поддержки оказалась подавлена и травмирована, а ребенок, попавший в отсутствие взрослых в ситуацию «нарушения табу», характерную для зачина сказки, оказывается в ней помимо воли и преждевременно, поэтому, выйдя из нее живым (иначе он бы не стал автором воспоминаний), он все же в какой-то момент своей жизни оказывается героем «сказки наоборот». если считать, что в основе сказки лежит структура обряда инициации, то таковая оказывается не пройденной во всей полноте. Именно этот парадокс — некую «неполноту взросления» и некоторые из причин этого, думается, дают возможность проследить нарративы «детей Уралмаша». Условный «внутренний ребенок» обнаруживает себя в тех случаях, когда речь идет о событиях, оценка которых довольно сильно поменялась за истекшие десятилетия. Так, С. Б. Наварская, характеризуя Казымское восстание (важное для ее отца, работавшего в том районе), несмотря на доступность в начале 2000-х разнообразных источников по причинам мятежа, транслирует свою «детскую версию» событий, используя лексику и оценки 1930-х, как бы солидаризируясь с отцом-коммунистом. Эта «точечная инфантилизация» может быть интерпретирована как симптом высокой тревоги человека при возможности «вторичной травматизации», вторичной утраты родителей, теперь уже не физической, а — памяти о них как прекрасной паре, «идеальном коммунисте» и др. Возможно, дальнейшая экстраполяция выводов неправомерна, однако, учитывая масштаб разрывов внутрисемейных связей, становится понятнее, почему люди преклонного возраста (по-человечески и творчески одаренные, способные, как та же С.Б. Наварская, занимать разные возрастные и идеологические позиции в воспоминаниях) оказываются «детьми, не ставшими взрослыми». Итак, в разные эпохи и страхи первостроителей, и способы работы с ними выглядят по-разному, если смотреть на них сквозь призму, в первую очередь, эго-документов. Создание текста о себе позволяет, как известно, занять позицию автора по отношению к собственной биографии и указать прошлым или настоящим страхам положенное им место. Страх обнаруживает себя в тексте искажениями и натяжками, бравадой, лакунами и сменой оптики. Но текст не единственный способ работы по сокрытию / обнаружению пугающего через оговорки, снижение пафоса и др. При этом, не являясь ведущим механизмом адаптации в настоящем, текст, в котором автор смотрит в лицо своим страхам, преодоленным либо актуальным, оказывается незаменимым механизмом трансляции и аккумуляции подобных умений для следующих поколений. В противном случае лишенные этого опыта и пережившие разрывы внутрисемейной ткани дети следующих поколений оказываются владельцами наследства лишь в виде эпических богатырских доспехов, разочарования от примерки которых неизбежны.
Библиография / References
[Агеев, Бриль 2003] — Агеев С.С., Бриль Ю.Г. Неизвестный Уралмаш. Екатеринбург, 2003. (Ageev S.S., Bril’ Yu.G. Neizvestnyy Uralmash. Ekaterinburg, 2003.) [Агеева 1990] — Агеева И. «Я причислял себя к анархо-коммунистам….» // За тяжелое машиностроение. 1990. №139. 3 августа. (Ageeva I. «Ya prichislyal sebya k anarkho-kommunistam….» // Za tyazheloe mashinostroenie. 1990. № 139. 3 August.) [Банников б/д] — Банников А. П. Потоки жизни. Рукопись. Б.д., 6 с. // Архив Музея истории Уралмашзавода. (Bannikov A. P. Potoki zhizni. Manuscript. N.d. 6 p. // Archive of the Museum of the UZTM’s History.) [Б/а 2000] — Б/а [Сотрудники Музея истории Уралмашзавода]. Человек — не уравнение // Ритм. 2000. № 89. 12 августа. (Chelovek — ne uravnenie // Ritm. 2000. № 89. August 12.) [Бусыгин 1977] — Бусыгин А.И. Первый директор. Свердловск, 1977. (Busygin A.I. Pervyy direktor. Sverdlovsk, 1977.) [Волошин 1988] — Волошин М. Лики творчества. М., 1988. (Voloshin M. Liki tvorchestva. Moscow, 1988.) [Геродот 1972] — Геродот. История / Пер. Г.А. Стратановского, под общ. ред. С. Л. Утченко. Ленинград, 1972. (Gerodot. Istoriya / Ed. by S. L. Utchenko. Leningrad, 1972.) [Граматчикова, Енина 2015] — Граматчикова Н.Б., Енина Л.В. Книга о любви и верности: реконструкция образа отцакоммуниста в воспоминаниях дочери // Quaestio Rossica. 2015 № 4. С. 109— 129. (Gramatchikova N.B., Enina L.V. Kniga o lyubvi i vernosti: rekonstruktsiya obraza ottsa-kommunista v vospominaniyakh docheri // Quaestio Rossica. 2015. № 4. P. 109—129.) [Ергина 1996] — Ергина М. Беспризорник и всадник на белом коне // Ритм. 1996. № 82. 30 июля. (Ergina M. Besprizornik i vsadnik na belom kone // Ritm. 1996. № 82. 30 July.) [Журавлев 2000] — Журавлев С.В. Иностранцы в советской России в 1920—1930-е гг. Источники и методы социально-исторического исследования. Автореферат дис. ... докт. историч. наук. М., 2000. (Zhuravlev S.V. Inostrantsy v sovetskoy Rossii v 1920-e — 1930-e gg. Istochniki i metody sotsial’no-istoricheskogo issledovaniya. Avtorefat dis. … dokt. istorich. nauk. Moscow, 2000.) [Ильченко 2016] — Ильченко М. С. Опыт Уралмаша в архитектуре советского авангарда: градостроительный эксперимент 1920— 1930-х // Quaestio Rossica. 2016. № 3. С. 55—71. (Il’chenko M.S. Opyt Uralmasha v arkhitekture sovetskogo avangarda: gradostroitel’nyy eksperiment 1920—1930-kh // Quaestio Rossica. 2016. № 3. P. 55—71.) [Лейбович 2017] — Лейбович О. Л. Охота на красного директора. Пермь, 2017. (Leybovich O.L. Okhota na krasnogo direktora. Perm’, 2017.) [Непридуманные истории 2013] — Непридуманные истории, подсказанные людской памятью. 30, 40, 50-е годы XX столетия в воспоминаниях детей, давно ставших взрослыми. Екатеринбург, 2013. (Nepridumannye istorii, podskazannye lyudskoy pamyat’yu. 30, 40, 50-e gody ХХ stoletiya v vospominaniyakh detey, davno stavshikh vzroslymi. Ekaterinburg, 2013.) [Стахановцы Уралмаша 1936] — Стахановцы Уралмаша / Под ред. Л. Авербаха. М.; Свердловск, 1936. (Stakhanovtsy Uralmasha / Ed. by L. Averbah. Moscow; Sverdlovsk, 1936.) [Фицпатрик 2008] — Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город / Пер. Л. Пантина. 2-е изд. М., 2008. (Fitzpatrick Sh. Everyday Stalinism: Ordinary Life in Extraordinary Times: Soviet Russia in the 1930s. Povsednevnyy stalinizm. Sotsial’naya istoriya Sovetskoy Rossii v 30-e gody: gorod. Moscow, 2008. — In Russ.) [Шапошников 2000] — Шапошников Г. Н. Банников Александр Петрович // Уральская историческая энциклопедия. 2-е изд. Екатеринбург, 2000. (Shaposhnikov G. N. Bannikov Aleksandr Petrovich // Ural’skaya istoricheskaya entsiklopediya. 2 ed. Ekaterinburg, 2000.) [Юрчак 2014] — Юрчак А. Ю. Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение. М., 2014. (Yurchak A. Everything Was Forever, Until It Was No More: The Last Soviet Generation. Moscow, 2014. — In Russ.) [Якимов 1998] — Якимов Г. Строил, писал стихи // Ритм. 1998. № 76. 15 июля. (Yakimov G. Stroil, pisal stikhi // Ritm. 1998. № 76. July 15.) [Ясырев 1933] — Ясырев Ф. И. А.П. Банников в годы гражданской войны. 17.10. 1933. Машинопись. 2 с. // Архив Музея истории Уралмашзавода. (Jasyrev F. I. A.P. Bannikov v gody grazhdanskoj vojny. 17.10.1933. Typescript. 2 p. // Archive of the Museum of the UZTM’s History. [1] Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-012-00553А «Первостроители как перформативный проект: конструирование дискурсивной идентичности уральских рабочих в текстах 1930-х и 1970-х». [2] О необходимости рефлексии относительно несовпадения исследовательской рамки и взгляда современников преобразований, предохраняющей материал от насилия над ним; о сложности учета сопутствующих обстоятельств, разнообразие которых определяет осторожность выводов, на примере архитектуры соцгорода Уралмаш говорит М. Ильченко [Ильченко 2016: 57, 64—65, 68]. [3] А.П. Банников, происходя из семьи казанского рабочего, имел незаконченное гимназическое образование; затем окончил Пермское горное и Виленское военное училища. С 1916 года в армии, принимал участие в революции и в Гражданской войне на Урале, возглавлял Пермский штаб Красной гвардии. В должности помощника комиссара Пермского добровольческого отряда воевал против армии Дутова, участвовал в подавлении крестьянских выступлений. В 1918—1920 годах — военный комиссар г. Оса, помощник военкома; затем военком в Перми, Уфе, Бирске. С ноября 1921-го по ноябрь 1926 года — на советской руководящей работе: член ВЦИК СССР, заместитель председателя Пермского губернского исполкома, председатель Нижне-Тагильского и Тюменского окружных исполкомов. После Гражданской войны закончил металлургический институт [Шапошников 2000: 69]. [4] В статье сохранена орфография и пунктуация цитируемых источников. [5] Справедливости ради уточним, что заболевания могут иметь и наследственный характер: так, отец В.Ф. Фидлера умер 44 лет от роду, а дочь А.П. Банникова Виллена умерла в войну, 18-летней, с тем же диагнозом, что и у отца, — белокровие. [6] См.: Белая башня. The constructivism project www.svoboda.org/z/16281/2015/11/2. [7] Хотя позднее все обвинения с В.Ф. Фидлера были сняты, его статус все еще нуждается в восстановлении: так, например, в «Уральскую историческую энциклопедию» (1998) Фидлер, в отличие от А.П. Банникова, не попал. [8] Когда в декабре 1999 года директором Уралмаша назначили О.Д. Белоненко, активно взявшегося за дело восстановления завода и ставшего жертвой заказного убийства 10 июля 2000 года, уралмашевцы в устных беседах сравнивали его с Банниковым, оценив оптимизм, энергию, личное обаяние, доступность и простоту общения. [9] Именем А. Банникова названа улица соцгорода Уралмаш в 1934 году, в 1983 году, в честь 50-летия завода, установлена мемориальная доска на стене дома, в котором он жил. Что касается В.Ф. Фидлера, то после смерти главного инженера было решено назначить его многодетной вдове пенсию в 300 рублей, занести имя Фидлера на доску почета, назвать одну из улиц соцгорода его именем, назначить стипендии имени Фидлера и, наконец, присвоить кузнечно-прессовому цеху его имя [Агеев, Бриль 2003: 55]. После пожара в этом цехе и суда над «поджигателями» семья Фидлеров была выставлена на улицу из собственной квартиры, вдова лишена пенсии, дети исключены из вузов. Немецкие корни Фидлеров, уходящие, кстати сказать, к родству с Иммануилом Кантом (мать Владимира Федоровича «Лина Юрьевна Кант — потомок Ганса Канта, брата знаменитого философа» [Агеев, Бриль 2003: 51]), оказались опасны во время драматического «расставания» с иностранными специалистами [Журавлев 2000]. [10] См. названия статей: «Я причислял себя к анархо-коммунистам...» [Агеева 1990], «Строил, писал стихи» [Якимов 1998], «Человек — не уравнение» [Б/а 2000] и др. [11] Цитата из стихотворения А. П. Банникова, начинающегося словами: «Во всем видны потоки жизни...» [12] «А я стою в тени. Усталый / Смотрю кругом и мысль одна / Мой мозг все время занимает / И грусть, тоску родит она. // Хотел бы я с толпою вместе / Со смехом, жизненным огнем / войти в поток и бодро, смело / Итти вперед со всеми в нем. // Но нет, я чувствую, не в силах / в себе теперь мне не найти / необходимой силы воли, /Чтоб твердо в ногу с ним итти. // Вот скоро я домой приеду / Тебя я крепко обниму / И бодро, смело, твердым шагом / в потоке жизненном пойду» [Банников б/д]. [13] Банников А.А. Воспоминания. Машинопись, 1974 // Архив музея истории Уралмашзавода. Л. Ф. А. П. Банникова. [14] Банников А.П. Письмо жене. Рукопись, 26.01.1927 // Архив Музея истории Уралмашзавода. [15] В «родословную» инженера-конструктора Уралмашзавода С.Б. Наварской включены фрагменты дневников ее отца, Бориса Африкановича Степанова, секретаря Березовского райкома ВКП(б), арестованного в 1937 году, стихи которого выполняют аналогичную функцию «рассказа о чувствах» наивным автором: «Жизнь под уклон пошла, // Я вижу это по себе, // И как же не заметил я // Прыжок от молодости к седине? // Физически еще силен // И жить желаньем полон, // Но духом с телом раздвоен, // Смерть победила в этом споре» (Наварская С.Б. Жизнь одной советской семьи в 30-е и 40-е годы XX века). Подробнее о судьбе этой семьи уралмашевцев см.: [Граматчикова, Енина 2015], а также: Шуляк Е.В. Борис Степанов — всю жизнь для меня это имя звучит как сладкая музыка // Государственный архив Югры // http://www.gahmao.ru/index.php?option=com_content&view=article&layout=edit&id=2011. [16] А. Бусыгин, автор повести о Банникове, упоминая этот доклад, называет его «речью на партактиве 30 июня 1931 года [Бусыгин 1977: 95]. [17] Соотношение объема выполненных и запланированных работ свидетельствуют о почти невыносимом напряжении руководства строительством: «Товарищи, к кузнечно-прессовому цеху мы почти не приступали. Мы приступили к постройке кузнечно-прессового цеха по старому проекту, но по последнему заданию этот цех значительно расширен и представляет собою 40.000 квадратных метров, он очень немного уступает нашему Мартеновскому цеху по площади, зато он гораздо сложнее по своему сооружению тем, хотя бы, что в нем будет устанавливаться кран в 250 тонн, который потребует соответствующей тяжелой конструкции. Гигантские прессы в 10.000 тонн и 6.000 тонн, 3 000, 2.000, 1200 тонн — требуют также огромнейшей подготовки. Можно определенно сказать, что под полом кузнечно-прессового цеха нужно выстроить 3-х этажные каменные дома. Так приблизительно характеризуются те фундаменты, на которых должны быть установлены эти пресса. Углубление фундаментов на 9 метров — это и составит 3-х этажный дом, который в свою очередь должен стать на бетонную подушку. Все это в достаточной мере говорит об огромном количестве работ, которые нам предстоит сделать в 3-м квартале, уже по одному кузнечно-прессовому цеху» (Банников А.П. Доклад. Машинопись [1931]. С. 8—9 // Архив Музея истории Уралмашзавода. личный фонд Е. Г. Банниковой). А ведь все работы по выемке грунта проводились, по свидетельству современников, вручную, с минимальной механизацией, а чаще всего вообще без нее. [18] «...Нам, конечно, нужна огромнейшая помощь со стороны Президиума ВСНХ, особенно в части вооружения нас необходимыми строительными механизмами, необходимыми материалами, для того, чтобы в сроки и полностью выполнить этот боевой квартал» (Банников А.П. Доклад. Машинопись [1931]. С. 12 // Архив Музея истории Уралмашзавода. Л.Ф. Е.Г. Банниковой). [19] Там же. С. 5. [20] Там же. С. 13. [21] Там же. С. 19—20. Выделено мной. — Н.Г. [22] Там же. С. 21—22. [23] Там же. С. 22. [24] Контекст хроники Уралмаша за 1930 год таков: как известно, в ноябре 1930 публикуются судебные материалы «Промпартии»; в конце ноября — декабре на Уралмаше перебои со снабжением, острая нехватка арматурного железа, гвоздей, труб, бензина; заложена газогенераторная станция. За декабрь программа по монтажу выполнена на 28,8 % (Агеев С.С. хроника становления Уралмаша // https://ru.calameo.com/books/002206659acb1b85d7b58). [25] «...Окончательный удар, придающий жизнь и законченность туманной фигуре судьбы, наносит смерть. Когда гаснет лик живого человека, лик его судьбы вдруг озаряется. Когда отмирает земное, мятущееся и волящее тело, тогда начинает жить не человек, а судьба человека» [Волошин 1988: 529]. [26] А. Бусыгин пишет: «Сохранился текст речи Александра Петровича Банникова на партийном активе 30 июня 1931 года. Это документ. Он и поможет нам» [Бусыгин 1977: 95; далее отредактированный «текст речи»]. В повести А. Банников заключает свою речь словами: «Я не ошибусь, если скажу от имени нашей партийной организации, от имени всего нашего коллектива, что задачи, которые стоят перед нами, мы выполним во что бы то ни стало» [Бусыгин 1977: 103], что повторяет риторические фигуры позднего советского строя. [27] УЗТМ не раз предпринимал публикации, конструирующие и отражающие коллективную идентичность заводчан. Далеко не всем им была суждена долгая жизнь: краткой она оказалась и у издания «Стахановцы Уралмаша», передовицы к которому написали расстрелянные в 1937 году парторг завода Л.Л. Авербах и директор Л.С. Владимиров [Стахановцы Уралмаша 1936]. [28] Конева Л.К. Воспоминания Коневой Людмилы Клавдиевны. Машинопись, 1983. С. 1 // Архив Музея истории Уралмашзавода. [29] Банникова Е.Г. Воспоминания об Уралмаше. Рукопись, 1965. С. 23 // Архив Музея истории Уралмашзавода. [30] Белик В.П. УЗТМ 50 лет. Рукопись, 1983. С. 10 // Архив Музея истории Уралмашзавода. [31] Гаев С.К. Из воспоминаний Гаева С.К. о строительстве водопровода и канализации на Уралмашинострое 1929—1934 гг. Машинопись. 1967. С. 5 // Архив Музея истории Уралмашзавода. [32] Там же. С. 6. [33] Там же. C сохранением зарплаты С.К. Гаев был переведен на должность десятника с обязанностью обеспечения материалами объектов строительства. Все это позволяет рабочему примириться с более поздним знанием о том, что «в теперешний период при достижении в медицине — техники — знаний и методов лечения то хирурги говорят вашу можно было не ампутировать» (Гаев С.К. Из воспоминаний Гаева С.К. о строительстве водопровода и канализации на Уралмашинострое 1929—1934 гг. Машинопись. 1967. С. 6 // Архив Музея истории Уралмашзавода). [34] В уже упомянутой книге «Стахановцы Уралмаша» Л.С. Владимиров приводит несправедливо резкие резолюции на заявления увольняющихся с завода людей, резко снижающие их шансы быть принятыми на хорошую работу в дальнейшем; понятно, что подобные воспоминания вряд ли были бы включены в «Фонд» [Стахановцы Уралмаша 1936: 23—24]. [35] Савичева-Смирнова Н.А. Историко-хронологические данные о развитии медицинской службы УЗТМ по воспоминаниям заслуженного врача РСФСР, ветерана труда Савичевой-Смирновой Н.А. Машинопись, [без даты]. С. 10 // Архив Музея истории Уралмашзавода. [36] Там же. С. 2. [37] Там же. С. 4. [38] Там же. С. 5. [39] Там же. [40] Савичева-Смирнова Н.А. Историко-хронологические данные о развитии медицинской службы УЗТМ по воспоминаниям заслуженного врача РСФСР, ветерана труда Савичевой-Смирновой Н.А. Машинопись [б.д.]. С. 8 // Архив музея истории Уралмашзавода. [41] Ивановский В.А. К истории строительства Уралмашзавода. Рукопись. 1967. С. 11—12 // Архив музея истории Уралмашзавода. [42] Некоторые уралмашевцы, как, например, М.С. Аникеева, писали воспоминания с интервалами в несколько лет, к различным юбилейным датам завода и страны (юбилей завода, победа в Великой Отечественной войне и др.), с конца 1960-х по начало 1980-х, предоставляя нам возможность проследить, как «опорные элементы» конструкции, так и динамику нарратива. [43] Аникеева М.С. Воспоминания Аникеевой Марии Семеновны. Рукопись. 1968. С. 3 // Архив Музея истории Уралмашзавода. [44] Сахарова А.Б. Воспоминания ветерана УЗТМ Сахаровой А.Б. Об организации первой библиотеки на Уралмаше. Машинопись [без даты]. С. 1 // Архив Музея истории Уралмашзавода. [45] Отметим, что, судя по имеющейся в музейном архиве переписке супругов, их общение носило живой и трогательный характер. [46] Эти сведения сохранились в тетради музея 1958 года, заполненной кем-то из работников по результатам бесед с информантами, одним из которых была Е.Г. Банникова. [47] Курсивом при цитировании рукописи Е. Г. Банниковой мы отмечаем внесенную ею правку — вставки. [48] Выделено мной. — Н.Г. [49] Банникова Е.Г. Воспоминания об Банникове Александре Петровиче. Как воплощал в жизнь принципы идей В. И. Ленина Банников Александр Петрович как в работе так и повседневной домашней жизни. Рукопись. 1970а. С. 2—3 // Архив Музея истории Уралмашзавода. [50] Там же. С. 1. [51] Там же. С. 3. [52] Наварская С.Б. Жизнь одной советской семьи в 30-е и 40-е годы XX века: Родословная одной ветви семейств Наварских, Вайсов, Запорожцев: документальная повесть // http://ru.calameo.com/books/0022066590bc0d68273cc. [53] Ю. Сыркин, первый заместитель генерального директора Научно-инженерного центра функционально-стоимостного анализа: «Многие события детских лет связаны с памятью об отце. Он научил меня езде на двухколесном велосипеде, и, разогнавшись по тротуару, я мог мастерски забросить ноги на руль и управлять таким образом велосипедом... В теплые летние дни мы с отцом, взявшись за руки, часто совершали прогулки по зеленой улице Ильича, считавшейся в то время центральной улицей Уралмаша. Все, что связано с отцом и матерью, я тщательно храню» [Непридуманные истории 2013: 97]. [54] Рожина Н.С. Воспоминание. Рукопись [без даты]. С. 5—6 // Архив Музея истории Уралмашзавода. [55] Белик В.П. УЗТМ 50 лет. Рукопись, 1983. С. 7—8 // Архив Музея истории Уралмашзавода.
Вернуться назад |