65-й номер “Неприкосновенного запаса”
состоит из нескольких связанных между собой тематических блоков. Первый
раздел -- “Воспитание чувств: советский этос” -- посвящен разнообразным
аспектам “советского” -- прежде всего, этического -- опыта. Здесь
помещены исследование Константина Богданова о “советской гигиене”,
подборка интервью с советскими женщинами разных поколений “о любви и
замужестве” (с ними беседовали Николай Митрохин, Екатерина Коновалова,
Ольга Сибирева), исследование челябинского социолога Розалии
Черепановой о советском “женском интеллигентном счастье”, статья
американской исследовательницы Виктории Смолкин об атеистическом
воспитании в СССР, анализ “блокадных разговоров” в Ленинграде
1941--1942 годов, выполненный Сергеем Яровым.
К этому же блоку примыкает беседа парижского
литератора Андрея Лебедева с писателем, представителем “третьей волны”
эмиграции Евгением Терновским, где идет речь о моральных установках
московской интеллигенции 1960-х годов. “Советское” как объект
постсоветской рецепции -- этому посвящена статья Натальи Самутиной и
Бориса Степанова “А вас, Штирлиц, я снова попрошу остаться” (“Политика
культуры”). Этика, но уже не советского общества, а постсоветских
исследователей советского, сталинского периода -- тема заметок историка
Павла Поляна о конференции “История сталинизма. Результаты и
перспективы изучения”, которая прошла в Москве в декабре 2008 года.
Другая важнейшая тема 65-го номера “НЗ” --
соотношение особенного и универсального в связи с таким идеологическим
конструктом, как “русская исключительность”. Тему задает колонка
Александра Кустарева (“О сравнении”), ее подхватывает главный редактор
журнала Илья Калинин в колонке “Политэкономия повседневности” (“Широко
закрытая страна”), наконец, более подробный анализ можно найти в
разделе “Русская красота: национальное в современном искусстве”. В этот
блок вошли статья амстердамской славистки Эллен Руттен о “русском
проекте” Гронингенского музея (в частности, о нашумевшей выставке
картин Ильи Репина), текст Александра Бобрикова о скандальном художнике
Александре Беляеве-Гинтовте, который эксплуатирует
ультранационалистические настроения в России. Здесь же -- беседа
итальянских славистов Дамиано Ребеккини и Нины Колантони о выставках
современного русского искусства в Милане, а также дискуссия Станислава
Савицкого, Глеба Ершова, Андрея Клюканова, Сергея Хачатурова, Георга
Витте, Томаса Кэмбелла и Филиппа Донцова о так называемой “русской
красоте”. Любопытный эпилог к теме -- эссе философа Игоря Смирнова “О
стульчаках, или Почему я патриот”.
Еще один тематический блок 65-го номера озаглавлен
“Федерализм, общество, государство”. Редактор журнала Андрей Захаров
несколько провокационно предлагает увидеть в РСФСР, как федерации,
пример для подражания; отношению граждан Украины к собственным
государственным институтам посвятил (основываясь на социологических
данных) свое небольшое исследование Эдуард Щербенко, а Андрей Макарычев
задается вопросом “возможно ли возвращение политики в сферу федеративных отношений в нынешней России?” (“Власть, политика и федерализм в России: уроки “критической теории””).
Обратим внимание читателя “НЗ” на традиционные
рубрики “Социологическая лирика” (Алексей Левинсон) и “Гуманитарная
экономика” (Евгений Сабуров). В “Культуре политики” Андрей Ранчин
делится своими соображениями по поводу реформы российского образования,
в частности, о Едином государственном экзамене.
Завершают 65-й номер “НЗ” традиционные рецензионные
рубрики: “Новые книги” и обзор интеллектуальных журналов (Вячеслав
Морозов и Петр Резвых). Обратим внимание на рецензию Александра
Борозняка на очень важное исследование истории блокады Ленинграда,
выполненное немецким историком Йоргом Ганценмюллером, а также на отклик
Татьяны Бонч-Осмоловской на книгу известного британского писателя
Стивена Фрая о его путешествии по Соединенным Штатам.