ИНТЕЛРОС > выпуск 12, 2014 > «СМЕЛОСТЬ ИЗОБРЕТЕНИЯ» В РОМАНЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

Владимир Захаров
«СМЕЛОСТЬ ИЗОБРЕТЕНИЯ» В РОМАНЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»


06 марта 2016

Владимир Николаевич Захаров
доктор филологических наук,
профессор кафедры русской литературы и журналистики,
Петрозаводский государственный университет
(Петрозаводск, Российская Федерация)
vnz01@yandex.ru

В истории русской и мировой литературы роман Лермонтова «Герой нашего времени» был оригинальным развитием жанровых открытий Пушкина, который в традиционное содержание романа («вымышленные любовные приключения» и частную жизнь) ввел новый интеграл — историческую эпоху. В концепции «Героя нашего времени» есть, говоря словами Пушкина, «высшая смелость: смелость изобретения», что отличает гениальное произведение от заурядного. В результате оригинальных композиционных решений, совмещения разных точек зрения, неоднозначных суждений и поступков героев автор создает своего рода «систему зеркал», обращенных друг на друга: каждая повесть и каждый рассказ, предисловия к журналу Печорина и ко второму изданию романа отражаются друг в друге, возникает бесконечная смысловая перспектива: герой неисчерпаем, личность безмерна, познание автора и узнавание читателя бесконечно. Можно обличать героя, но сам он судит себя строже, чем кто–либо другой. В романе Лермонтова слова имеют не только прямой, но и иной, скрытый, план высказывания. Они не исчерпывают сказанное, значат не только, а иногда не совсем то, что говорят. Герой больше слов, выше чужих мнений, он — загадка, разгадываемая и неразгаданная одновременно. Концепция жанра, которую открыл Лермонтов, развивает художественные открытия Пушкина, теоретические идеи А. И. Галича, Н. И. Надеждина, В. Г. Белинского, предвосхищает романы Достоевского и Толстого. Предлагая оригинальную концепцию жанра, Бахтин не описывал, каким был роман, а раскрывал, каким роман может быть, раскрыл его неограниченный художественный потенциал. «Герой нашего времени» — одно из немногих исключений, которые оправдывают гипотезу Бахтина о романе как новом жанре мировой литературы.

Vladimir Nicolayevich Zakharov
Ph.D., Professor of Petrozavodsk State University
(Petrozavodsk, Russian Federation)
vnz01@yandex.ru

“BOLDNESS OF INVENTION” IN LERMONTOV'S A HERO OF OUR TIME

In the history of Russian and world literature, Lermontov’s novel A Hero of Our Time stands as an original development of Pushkin’s discoveries in genre, bringing the new variable of ‘historicity’ into the traditional domains of the novel — “fictions of love adventures” and ‘private life’. Using the famous dictum by Pushkin, we can say that the conceptual design of A Hero of Our Time features the “higher boldness: the boldness of invention” — the hallmark of a work of genius which sets it apart from the commonplace. By means of unique compositional choices and a juxtaposition of contrasting viewpoints, controversial remarks and actions of his characters, Lermontov has created a “set of mirrors” facing each other. Every story and novella, the preface to Pechorin’s diary and to the second edition of the novel reflect one another, setting up an endless semantic vista. The protagonist is shown to be inexhaustible, personality proved boundless, an thus the reader’s recognition becomes endless. We can denounce the protagonist as much as we want, but his own judgement of himself will always remain the harshest. In Lermontov’s novel, words have a second, hidden semantics. They mean more than is actually said, or sometimes not quite what is being said. The protagonist is bigger than words and higher than others’ opinions of him. He is a riddle, solved and impenetrable at the same time. The concept of the genre as developed by Lermontov built on the artistic discoveries of Pushkin and the theoretical ideas of A. I. Galich, N. I. Nadezhdin and V. G. Belinsky, anticipating the novels by Dostoevsky and Tolstoy. In suggesting his unique understanding of the genre, Bakhtin did not describe the novel as it was, but showed it as it might be, revealing its limitless artistiс capabilities. A Hero of Our Time is among the few exceptions which justify Bakhtin’s hypothesis of the novel of the new time as a new genre of world literature


Вернуться назад