ИНТЕЛРОС > №6, 2008 > Щеголеватая игрушкаЩеголеватая игрушка31 марта 2008 |
Кострома в русской поэзии — явление странное, непостижимое и, я бы сказал, беспокойное. «А ну-ка, дай жизни, Калуга, ходи веселей, Кострома». Куда ходи? Зачем ходи? И вообще, что это значит — веселей ходи? В смысле, быстрее, эффективнее, производительнее, да? «Ах, Самара, сестра моя, Кострома мон амур». Ага, мон амур. Же не манж па сис жур. Костроме язык французский — как борщу повидло. «Здорово, Кострома! — Здоровенько!» Ну, здесь все более-менее понятно. «А ребята с лукошками, с мышами и кошками шли навстречу ему — в Кострому». Да, и Ленинград каким-то боком. «Глупый-глупый Кондрат, он один и шагал в Ленинград». Почему-то Кострома упорно выступает в паре с чем-нибудь еще. Калуга, Самара, Ленинград. *** С тех пор считается, что именно Кострома — родина Дома Романовых. А еще раньше в костромских лесах совершил свой подвиг патриот Иван Сусанин. Он завел в болото войско польских интервентов и тем самым погубил его, не пожалев своей собственной жизни. Костромские гостиные ряды уникальны. На огромной площади расположилось множество различных по архитектуре, но при этом в чем-то схожих корпусов с колоннами и без, все красоты неописуемой. Они торгуют по сей день — входи, турист, и костромич входи, затаривайся. Костромской сыр известен на весь мир. Ну, а если не на весь мир, то уж, во всяком случае, на весь бывший СССР. Уже упомянутый Ипатьевский монастырь — не только колыбель Романовых, но еще и весьма стоящий архитектурный памятник. Правда, не так давно его отдали РПЦ (о том, что стало с экспонатами музея, размещавшегося здесь во времена СССР, пожалуй, умолчим), но батюшка вас все равно благословит на посещение и осмотр достопримечательностей. А рядышком с монастырем — музей деревянного зодчества, один из лучших в России. Да и просто, город — загляденье. *** Площадь, о которой мы уже упомянули, окружена каменными лавками, каланча с фронтоном и колоннами легкой архитектуры занимает один ее бок, посреди стоит деревянный на время памятник с надписью «Площадь Сусанина». Площадь эта походит на распущенный веер, к ней прилегают 9 улиц, и при одной точке видишь все их притяжения. Мало таких приятных, веселых по наружности городов России. Кострома — как щеголевато одетая игрушка«. П. Сумароков, путешественник. *** В Костроме, казалось бы, есть все для того, чтобы не было отбоя от праздных путешественников. Но при этом не слишком жалуют они богоспасаемую Кострому. Летом причаливают теплоходы, только что с них толку-то? Причалил, постоял часа четыре, пока группу возят по музеям, и опять отчалил. И опять осталась Кострома наедине с собою. Правда, в последнее время в России потихоньку начал развиваться семейный автомобильный туризм — когда в пятницу вечером семейство погружается в купленную в кредит иномарку бюджетного класса, едет до какого-нибудь города (ну, например, до той же Костромы) и живет там в гостинице до воскресенья. Посещает музеи, кафе, развлекается как умеет. А в воскресенье отчаливает. Но пока и это — крохи. А Кострома тем временем разыскивает новые возможности для привлечения туристов. В частности, раскручивает бренд «Снегурочка». Вышло так, что на окраине города, в конце улицы Ленина, в 1960-е снимали нашумевший фильм «Снегурочка». Здесь построили ту самую, сказочную Берендеевку. Именно это обстоятельство и стало поводом, чтоб заявить на всю страну: «Кострома — родина Снегурочки». Что ж, город под названием Великий Устюг вошел в наше информационное поле после того, как здесь насильно поселили Дедушку Мороза. Опыт показался позитивным. Выходит, что вся Кострома со всей своей историей, со всей своей архитектурой, со своими видами и ракурсами, со своими домиками, торговыми рядами и пожарной каланчой, с Романовыми и Сусаниным, с музеями и сыром — ничто в сравнении со сказочной Снегурочкой! С этим чучелом ледащим, то ли внучкой, то ли сожительницей Дедушки Мороза! И именно Снегурочку город зовет на помощь, просит привлечь поток щедрых туристов с толстыми бумажниками. Все остальные бренды, получается, падают ниц при виде этой дамы. Как-то, честно говоря, за Кострому даже обидно стало. И любопытно, вместе с тем. И я туда поехал — на Снегурочку. Потому что все остальное мне давно уже известно. *** — Стук, стук! Дело было утром. Ну, спит, не спит, сели на извозчика, поехали. Спит Кострома. А у Костромушки на широком брюхе, на самой середке, на каменном пупе, стоит зеленый Сусанин, сам весь медный, сам с усами, на царя Богу молится, очень усердно. Мы туда, сюда, спит Кострома, сладко дремлет на солнышке. Однако пошарили, нашли ватрушек. Хорошие ватрушки. Ничего, никто и слова не сказал. Видим — нечего бояться Костромского губернатора, — он не такой, не тронет. Влезли опять на пароход, поехали. Проснулась Кострома, всполошилась. — Кто тут был? Кто тут был, того и след простыл, Костромушка«. Ф. Сологуб, писатель. *** Пока что дело ограничивается рассказами о том, как губернатор Игорь Николаевич Слюняев наказывал мэра Костромы Ирину Владимировну Переверзеву за состояние этих дорог. Что он с ней только не выделывал — страшно себе представить. И ведь все эти рассказы — настоящие произведения фольклорного искусства, не похожие одно на другое. И все какие-то при этом нереальные. Дескать, вы слышали, а у царя — подштанники из золота. Между тем и тротуары, и части проезжие выдолблены и нечинены. Если ездить еще худо-бедно можно, то ходить пешком весьма проблематично. Особенно когда температура воздуха колеблется в районе нулевой отметки. То есть тротуары представляют собой сплошные ледяные кочки, с которых так и норовит съехать нога. А если съедет — то окажется в воде по щиколотку. А такси, естественно, кусаются — «минималка» от шестидесяти до семидесяти рублей. По московским меркам вроде как и ничего, а по костромским — особо не наездишься. Вот и сидят костромичи по домам. Тихо дремлют, сердечные. *** Дом 38 — это по Лагерной улице. А дом 13 — по Воскресенскому, бывшему Музейному переулку. При этом гостиница главным фасадом выходит как раз в Воскресенский. Ничего вроде бы не мешает указывать второй, более благозвучный адрес. Во всяком случае, в рекламных материалах. Так ведь нет — Лагерная улица и точка. Кстати, впоследствии я сделал что-то наподобие любительского социологического опроса сотрудников гостиницы — все, кто попал под мой опрос, честно считают, что улица Лагерная — это в честь пионерских лагерей. Как бы не так — я консультировался с местными музейщиками. Особенно настаивать на своей версии в гостинице я, разумеется, не стал. Каждый человек имеет право на святое простодушие. *** С. Чумаков, костромской обыватель. *** Однако был вознагражден за все мучения в гостинице. Еще при заказе номера я понял: происходит что-то необычное. — Какой вам нужен номерок? Ага, понятно. Приезжайте, все вам приготовим. Вот как раз освободился номер с видом на Волгу. Ждем, ждем. Было такое ощущение, что со мной разговаривают так, будто бы я не только постоялец, но еще и человек. Что в наших гостиницах, в общем, не принято. Меня и вправду отвели в довольно симпатичный номер, только донельзя прокуренный. Огорчившаяся девушка-администратор отвела меня в другой, соседний, почему-то оказавшийся холодным. Может быть, на самом деле, он и не холодный, просто там проветривали только что, но я решил не рисковать и попросил показать что-нибудь еще. Третий номер был, на мой взгляд, безупречным, и я сразу заявил, что остаюсь именно в нем. Увидев огорченный взгляд администратора, спросил — а что случилось-то? Может быть, он забронирован? Так не беда, я, в принципе, могу немножечко в прокуренном пожить, а там он выветрится. — Нет, не в этом дело, — сказала девушка. — Вы же с видом на Волгу хотели. Мы так радовались, что вам такой номер нашли. А тут реки не видно. За окном стояла потрясающей красоты церковь Воскресения на Дебре, памятник архитектуры 1651 года. Вероятно, другой вид был еще лучше, но я выразил готовность удовольствоваться этим. Тогда мне в качестве утешительного приза принесли обогреватель — ведь сейчас тепло, но под утро может и похолодать. Обогреватель был не лишним, но произошла авария другого плана — по неосторожности я посадил на простыню несколько капель сока. И выразил готовность заплатить за эту простыню — вдруг не отстирается. Однако брать с меня деньги отказались — почему это не отстирается-то? Отстираем, не берите в голову. На тот момент работники гостиницы еще не знали, что я из журнала, и вообще. Сработало все то же костромское простодушие — на самом деле, очень даже неплохое человеческое качество. *** В. Розанов, философ. *** «Там, — говорит, — остались старинные домики, которые еще при Снегурочке были. И ресторан русской кухни. Он так и называется — „Берендеевка“. Там за 99 рублей можно что хочешь съесть. Платишь 99 рублей — и ешь». Я, конечно, послушался. Снова вызвал такси — и поехал. И везут меня мимо каких-то унылых пейзажей. Заборы, бараки, заброшенные стройплощадки. «Что, — спрашиваю, — мы этим путем поехали? Я думал, через центр». «Так ведь здесь гораздо ближе. Вы же в Берендеевку торопитесь». Да, тороплюсь. Видимо, на свидание со Снегурочкой. «Старинные домики», ясное дело, оказались полуразрушенными декорациями к фильму. Никакого намека ни на какую Снегурочку. Зато ресторан «Берендеевка» оказался исправным строением. Меня встретила женщина средних лет со строгим лицом. «Сначала, — говорит, — нужно спуститься вниз и сдать пальто». Спустился. Сдал. Вернулся. «Затем, — говорит, — нужно взять либо большую тарелку, это стоит 99 рублей, либо маленькую, она 59 рублей. И кладете туда, что хотите». И я понимаю, что вообще ничего не хочу. Нет, я, конечно, не рассчитывал, что за 99 рублей мне тут в неограниченном количестве дадут икры, даже минтаевой. И на звено осетра не рассчитывал. И на тельное, и на ушное, и на баранье седло. Но уж хотя бы холодца паршивого могли бы положить. Рыбы под маринадом. Скумбрии какой-нибудь. Нет, кукиш вам! Несколько салатов, утонувших в жидком майонезе (один из них — «крабовый», то есть из крабовых палочек). Пережаренные блинчики с тончайшим слоем мяса — и такие, что не разгрызешь. Пирожки с яйцом, капустой и с картошкой, только не с мясной начинкой. В особенных контейнерах — «горячее». Какие-то куски чего-то непонятного под густой шапкой майонеза. «Ну, что же вы стоите, — руководит мною строгая женщина. — Набирайте быстрее. Сок за дополнительную плату. Пять рублей стакан». И я, сам не понимая почему, и вправду начал набирать какую-то невероятную еду. И соку взял за дополнительную плату. И расплатился. И взял поднос — куда теперь идти? «Наверх. Вот по этой крутой лестнице, а там за ней — еще одна». «А нельзя, чтобы за дополнительную плату мне поднос наверх доставил кто-нибудь более опытный в таких делах? Официантка, например?» «Нет у нас свободных официанток. Все заняты. У нас сейчас будут Большие Поминки. Поднимайтесь, поднимайтесь, ничего страшного». *** С. М. Чумаков. «Воспоминания костромича». *** Кострома иным сильна — тем, что уже в начале было перечислено. А также, может быть, в первую очередь, собственно костромичами. Людьми искренне доброжелательными, немного наивными, склонными во всем видеть один позитив. Иной раз это может и немного раздражать. Но дорогого это стоит в наше время, ой как дорогого. Только ради этого хочется приехать в Кострому, купить там домик где-нибудь неподалеку от сусанинского памятника, и никуда оттуда не уезжать. *** В одном из костромских кафе я спросил тонику и джину. Джин принесли, а тоник закончился. Мне предложили спрайту. Я отказался. Тогда одна из официанток пошла в ближайший магазин за тоником. Но тоника там не было. На всякий случай она принесла «джин-тоник». Но от этого я тоже отказался. Тогда уже несколько официанток разошлись по нескольким ближайшим магазинам. И тонику нигде не оказалось. Я сидел, как завороженный, и смотрел, что дальше будет. А дальше несколько официанток разошлись по нескольким ближайшим ресторанам и кафе и в одном из них и вправду нашли тоник. Принесли его оттуда в пивной кружке, разлили в баре в два хайбола и поставили передо мною на столик. Стоил весь этот тоник где-то рублей двадцать пять. Официантки ходили не где-нибудь, а по костромским тротуарам, то есть по обледенелым кочкам, окруженным глубокой водой. Чтобы сэкономить время, они даже не набросили на себя зимнюю одежду. Комментарии, я думаю, излишни. Вернуться назад |